Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Порт на пятерых: как изменилась модель концессии порта Тамань

Порт на пятерых: как изменилась модель концессии порта Тамань

«Росморпорт» предложил новую схему участия инвесторов в строительстве сухогрузного района морского порта Тамань после отказа Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) участвовать в его реализации, сообщает «Коммерсантъ».

Предполагается, что в проект войдут, помимо «Росморпорта», четыре стратегических инвестора — «Кузбассразрезуголь», СУЭК и «Металлоинвест» получат по 22,5%, еще 10% будет у ОАО РЖД. Они пропорционально вложат 81 млрд руб. в создание объектов федеральной инфраструктуры.

«Предполагается, что в компании «РМП-Тамань» — концессионере сухогрузного морского порта Тамань — будет пять участников: помимо ФГУП «Росморпорт» это «Кузбассразрезуголь», СУЭК, «Металлоинвест» и РЖД. Всем участникам направлены предложения о покупке долей компании, проекты акционерного соглашения и текст предварительного меморандума», — цитируют гендиректора «Росморпорта» Андрея Лаврищева «Ведомости».

«Росморпорт» ожидает ответа от потенциальных участников концессии до 20 июля. В случае положительного ответа материалы будут переданы в Минтранс и правительство, которое примет окончательное решение.

Первая очередь, согласно подготовленной Минтрансом модели мощностью 66,9 млн тонн, должна быть введена в эксплуатацию в 2024 г., инвестиции должны составить 171 млрд руб. Из них 81 млрд руб. будет потрачен на федеральные объекты — подходной канал, волнозащитные сооружения, ж/д станцию, причалы и т. д., которые по концессии построит «РМП-Тамань». Участниками этой концессии должны стать инвесторы, которые также направят в сумме 90 млрд руб. на строительство грузовых терминалов.

Терминалы в первой очереди Тамани также планируют строить «Эфко», «СДС-холдинг», «Ростех» и «Роснефть». Раньше их называли среди предполагаемых концессионеров. Но, по данным источника «Ведомостей», компании от концессии отказались, они будут просто строить терминалы и арендовать для них инфраструктуру. Плюс «Эфко» и «СДС-холдинг» еще не решили окончательно, строить ли свои терминалы и с какими параметрами. По данным издания, «Ростех» и «Эфко» заинтересованы участвовать в проекте порта Тамань, формы этого участия сейчас находятся в стадии обсуждения.

«Актуальная концепция проекта не предполагает финансирование из федерального бюджета. Источником 81 млрд руб. для «РМП-Тамань» будут взносы акционеров в его уставный капитал и займы от акционеров. Каждый участник концессии самостоятельно обеспечит фондирование своей части вложений», — комментировал заместитель гендиректора ФГУПа Яков Быков.

Предполагается, что каждый участник концессии инвестирует в нее пропорционально доле в «РМП-Тамань». «Росморпорт» рассматривает возможность в этих целях разместить дебютный выпуск облигаций объемом до 5 млрд руб. и сроком обращения 3–5 лет. Всего же программа облигаций «Росморпорта» предполагает размещение займов на 25 млрд руб. в течение 10 лет.

Вторая очередь порта Тамань предполагает строительство в 2027–2030 гг. контейнерного терминала и терминала минеральных удобрений суммарной мощностью 37 млн тонн.

В последней версии предполагалось, что 75% «РМП-Тамань» выкупит ГТЛК, но против этой идеи выступили Минэкономики, ФАС и сама ГТЛК.

Как РБК Краснодар сообщал ранее, в середине июня глава Минтранса Евгений Дитрих поручил Росморречфлоту, ФГУП «Росморпорт» и «РМП-Тамань» к 28 июня 2019 года подготовить актуализированную финансовую и организационную модель проекта сухогрузного района порта Тамань. К этому же сроку должны быть представлены предложения по пулу стратегических инвесторов, проект уточненного плана-графика и предложения о дальнейшей реализации проекта.

На совещании у главы Минтранса, состоявшемся 10 июня 2019 года, также было решено, что Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) не будет концессионером порта Тамань. В протоколе по итогам мероприятия была зафиксирована позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС), заявившей, что участие ГТЛК «не соответствует сути концессии», а также позиция самой компании, у которой «отсутствует возможность привлечения финансовых ресурсов для участия в проекте».

Напомним, в конце мая 2019 года на совещании у вице-премьера Максима Акимова ГТЛК запросила дополнительное время на проработку проекта. Как выяснилось, в модели предусмотрен взнос 23 млрд рублей в уставный капитал концессионера, но бюджета на это у компании нет. ГТЛК запросила отсрочку до октября, но в Минтрансе парировали, что срок — июль, иначе проект выйдет за 2024 год.

В итоге, участники совещания у главы Минтранса согласованно выступили за реализацию проекта на условиях концессии с вовлечением инвесторов-грузовладельцев в качестве стратегических инвесторов. Из протокола следует, что одним из таких инвесторов готово выступить ОАО РЖД.

Затянувшиеся переговоры

Напомним, ранее вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу, Минэкономики, ФАС и Аналитическому центру при правительстве (АЦ) к 15 июня завершить обсуждение модели концессии сухогрузного района порта Тамань.

После того как Минтранс в январе не выполнил поручения вице-премьера и не представил предложения по организационно-правовой и финансовой моделям, срок подготовки документов был перенесен на 1 марта, а в мае планировалось подготовить актуальную проектно-сметную документацию. Но, как рассказали источники издания, на совещании выяснилось, что замечания по предложенной модели не устранены.

Известно, что Минтранс предлагал назначить «РМП-Тамань» концессионером без конкурса с обязательствами привлечь частное финансирование. Но против выступили Минэкономики и ФАС. В Минэкономики в частности сочли необоснованным заключение концессии без конкурса. Кроме того, возникли вопросы к участию ГТЛК, так как, по сути, концессия формируется между двумя госструктурами.

Представитель ФАС на совещании заявил, что ни финансовая, ни организационная модели в ведомство не поступали. Раз концессию предлагается заключать без конкурса, нужно обосновать, почему сделка идет через ГТЛК, если заранее известны инвесторы, отмечала служба.

Сомнения в том, что в представленной финмодели полностью отсутствуют риски для концедента, выразил и представитель АЦ. Кроме того, источники в отрасли отмечали, что к проекту слишком много вопросов: какова будет себестоимость перевалки и общепортовой инфраструктуры, как решат вопрос с провозной способностью железной дороги, какими будут тарифы ОАО РЖД с учетом планов монополии менять тарифы на перевозки металлургических грузов.

Проект сухогрузного района порта Тамань корректируют не впервые. Ранее вице-премьер Максим Акимов поручил переработать проектную документацию, чтобы исключить из границ проекта земельных участков, принадлежащих группе ОТЭКО Мишеля Литвака.

В феврале 2019 года проект строительства сухогрузного района Тамань оказался под угрозой срыва, так как Минтранс не уложился в сроки по подготовке финансовой модели порта. Из-за этого ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга (строило Крымский мост, должно стать подрядчиком проекта) пригрозило отказом от участия в проекте, если решение о строительстве порта не будет принято до конца второго квартала 2019 года.

СберПро Медиа Госсектор

Меры поддержки бизнеса от государства за август

СберПро Медиа Торговля

Барометр отрасли: «Торговля & торговая недвижимость»

СберПро Медиа Интересное

Три цифровых сдвига: как трансформация меняет бизнес-модели компаний

СберПро Медиа АПК

Управляемая доходность. Агрохолдинги созрели для цифровой трансформации

СберПро Медиа Интересное

Дайджест актуальных трендов. Электрокары, открытый банкинг и осознанное потребление

СберПро Медиа Транспорт

Новые маршруты и диверсификация: куда идёт российская логистика

СберПро Медиа Интересное

От стратегии к тактике. Как избежать рисков во время цифровой трансформации

СберПро Медиа Недвижимость

Лёгкие на подъём. Какие возможности есть у российского рынка индустриальной недвижимости

СберПро Медиа Интересное

Три ошибки цифровой трансформации

СберПро Медиа Интересное

Стабильность изменений: как быть лидером в трансформирующемся мире

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 23 сентября
EUR ЦБ: 102,25 (-0,11)
Инвестиции, 22 сен, 16:57
Курс доллара на 23 сентября
USD ЦБ: 96,04 (-0,03)
Инвестиции, 22 сен, 16:57
Все новости Краснодар
Путин назвал народ источником власти в России Политика, 00:26
Байден привился обновленной вакциной от COVID-19 Общество, 00:14
«Орал, как будто режут меня живого». Что рассказал Костомаров в интервью Спорт, 00:00
Папа римский назвал торговлю оружием одной из причин конфликта на Украине Политика, 23 сен, 23:48
Лавров назвал условие поддержки территориальной целостности Украины Политика, 23 сен, 23:34
Пасечника избрали главой ЛНР Политика, 23 сен, 23:34
Квартиры в Новой Москве: жить на природе и удобно добираться на работу РБК и ПИК, 23 сен, 23:28
Знакомьтесь, «Технологии»
Новый раздел РБК Pro поможет подготовиться к любым вызовам цифрового будущего
Перейти
Пушилина избрали главой ДНР Политика, 23 сен, 23:07
Небоскреб по-домашнему: квартиры на 30 этаже и даже выше РБК и ПИК, 23 сен, 22:39
Лавров попросил Гутерриша обосновать слова о вывозе детей с Украины Политика, 23 сен, 21:59
Лавров заявил, что конфликт на Украине должен решиться на поле боя Политика, 23 сен, 21:49
На какую антивозрастную методику сделать ставку. Советы косметолога РБК и Вирсавия, 23 сен, 21:44
«Барселона» отыгралась с 0:2, забив «Сельте» три гола за восемь минут Спорт, 23 сен, 21:30
Лавров рассказал, почему Россия не пойдет на прекращение огня Политика, 23 сен, 21:28