Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Затянувшиеся переговоры: почему запуск проекта порта Тамань снова отложен

Затянувшиеся переговоры: почему запуск проекта порта Тамань снова отложен

Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу, Минэкономики, ФАС и Аналитическому центру при правительстве (АЦ) к 15 июня завершить обсуждение модели концессии сухогрузного района порта Тамань, сообщает «Коммерсантъ».

После того как Минтранс в январе не выполнил поручения вице-премьера и не представил предложения по организационно-правовой и финансовой моделям, срок подготовки документов был перенесен на 1 марта, а в мае планировалось подготовить актуальную проектно-сметную документацию. Но, как рассказали источники издания, на совещании выяснилось, что замечания по предложенной модели не устранены.

Как следует из презентации Минтранса, министерство предлагало назначить «РМП-Тамань» концессионером без конкурса с обязательствами привлечь частное финансирование. Но против выступили Минэкономики и ФАС. В Минэкономики якобы считают необоснованным заключение концессии без конкурса и имеют вопросы к участию Государственную транспортно-логистичнескую компанию (ГТЛК), так как, по сути, концессия формируется между двумя госструктурами.

Представитель ФАС на совещании заявил, что ни финансовая, ни организационная модели в ведомство не поступали. Раз концессию предлагается заключать без конкурса, нужно обосновать, почему сделка идет через ГТЛК, если заранее известны инвесторы, отмечала служба. В ФАС подтвердили участие замглавы службы Александра Редько в совещании с такой позицией.

Время на проработку проекта нужно и ГТЛК: в модели предусмотрен взнос 23 млрд руб. в уставный капитал концессионера, бюджета на это у компании нет. ГТЛК запросила отсрочку до октября, но в Минтрансе парировали, что срок — июль, иначе проект выйдет за 2024 год.

Сомнения в том, что в представленной финмодели полностью отсутствуют риски для концедента, выразил и представитель АЦ, говорят собеседники издания. В АЦ сказали, что Тамань входит в первую двадцатку проектов комплексного плана модернизации инфраструктуры, документы находятся на разных стадиях проработки, в том числе с привлечением экспертов центра.

По данным издания, заинтересованность в участии в проекте на совещании подтвердили «Кузбассразрезуголь», СУЭК и «Металлоинвест». В «Металлоинвесте» подтвердили «Коммерсанту» интерес к проекту и оценили вероятность его реализации как «высокую». Ожидается, что правительство определит концессионера, добавили в холдинге. Возможности портовых мощностей РФ не удовлетворяют в полном объеме экспортный потенциал компании, пояснили там, добавив, что «Металлоинвест» как один из потенциальных участников проекта «обсуждает параметры инвестиционного соглашения» и готов принять обязательства по созданию и эксплуатации терминала на 9 млн тонн железорудного сырья и металлов в год.

Собеседник издания в отрасли отмечал, что к проекту слишком много вопросов: какова будет себестоимость перевалки и общепортовой инфраструктуры, как решат вопрос с провозной способностью железной дороги, какими будут тарифы ОАО РЖД с учетом планов монополии менять тарифы на перевозки металлургических грузов.

Как РБК Краснодар сообщал ранее, в марте 2019 года Минтранс попросил профильного вице-премьера Максима Акимова перенести сроки подготовки проектной документации порта Тамань на полгода — до октября 2019 года. «Были дополнительно проанализированы риски проекта и согласована с потенциальными инвесторами необходимость изменения месторасположения подходного канала в целях исключения возможных санкционных ограничений со стороны Украины», — говорилось в письме главы Минтранса Евгения Дитриха.

Проект сухогрузного района порта Тамань корректируют не впервые. Ранее вице-премьер Максим Акимов поручил переработать проектную документацию, чтобы исключить из границ проекта земельных участков, принадлежащих группе ОТЭКО Мишеля Литвака.

К 1 декабря 2018 года замглавы правительство потребовал завершить переговоры и либо договориться с ОТЭКО о продаже земель, либо делать проект при соблюдении текущих прав собственности. Исключение из границ порта территорий ОТЭКО увеличило инвестиции — стоимость проекта выросла на 12,6 млрд рублей, до 232,4 млрд рублей.

Из стороны в сторону

14 марта 2019 года министр транспорта Евгений Дитрих представил вице-премьеру Максиму Акимову финансовую модель развития сухогрузного района порта Тамань. Согласно документу, новым инвестором проекта станет подведомственная Минтрансу Государственная транспортная логистическая компания (ГТЛК). Ей предложено передать 75% «РМП-Тамань» — управляющей компании порта. Еще 25% будут у Росморречфлота.

По данным источников, необходимость привлечь ГТЛК была связана с тем, чтобы она взяла на себя часть рисков проекта. После заключения концессионного соглашения, выкупа земельных участков, финансового закрытия у проекта должна появиться понятная экономика, и частные инвесторы смогут в него зайти с меньшим объемом риска.

В течение 2019 года ГТЛК и «РМП-Тамань» будут заниматься подготовкой концессионных соглашений и переговорами с инвесторами, а также подготовкой пакета договоров с ними. По его словам, среди потенциальных инвесторов — «Металлоинвест», СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «СДС-Уголь», «РН-Бункер» («дочка» «Роснефти»), «Ростех» и аграрно-промышленная компания «Эфко», которые будут строить в порту терминалы.

Планируется, что в рамках новой финансовой модели изменятся масштаб и этапность проекта порта Тамань: на первом этапе в 2024 году должны быть введены в строй семь терминалов с общим грузооборотом 66,94 млн тонн. На втором этапе (2027–2030 годы) мощности должны быть увеличены еще на 37 млн тонн: предполагается строительство контейнерного терминала на 1,8 млн тонн и терминала минудобрений на 12 млн тонн.

Изменится и стоимость проекта — теперь она составляет 170 млрд рублей. в том числе 54,9 млрд рублей — инвестиции в объекты концессии, 25,8 млрд рублей — имущество концессионера. Частные инвесторы вложат в терминалы 90,4 млрд рублей.

Напомним, в ноябре 2018 года сообщалось, что что правительство РФ хочет подключить структуры миллиардера Аркадия Ротенберга, заканчивающие строительство Крымского моста, к проекту сухогрузного района порта Тамань.

В феврале 2019 года проект оказался под угрозой срыва, так как Минтранс не уложился в сроки по подготовке финансовой модели порта. Из-за этого ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга (строило Крымский мост, должно стать подрядчиком проекта) пригрозило отказом от участия в проекте, если решение о строительстве порта не будет принято до конца второго квартала 2019 года.

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 декабря
EUR ЦБ: 112,02 (-0,78)
Инвестиции, 03 дек, 17:33
Курс доллара на 4 декабря
USD ЦБ: 106,19 (-0,99)
Инвестиции, 03 дек, 17:33
Все новости Краснодар
Байдену потребовалась помощь в преодолении ступенек в АнголеПолитика, 00:18
Что будет с «особыми отношениями» Британии и США при ТрампеПолитика, 00:13
Глава «Грузинской мечты» опроверг свой уход из партииПолитика, 00:12
Занятость в неформальном секторе России достигла рекорда с 2016 годаЭкономика, 00:00
В Тбилиси силовики начали оттеснять протестующих от парламентаПолитика, 03 дек, 23:41
В АТОР оценили ситуацию с российскими туристами в Южной КорееПолитика, 03 дек, 23:22
Власти решили отказаться от новых требований к ввозу холодильниковОбщество, 03 дек, 22:54
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Европе разрешили охотиться на волков с марта 2025 годаОбщество, 03 дек, 22:47
В Южной Корее отменили военное положениеПолитика, 03 дек, 22:44
МЧС сообщило о готовности сил на фоне падения астероидаОбщество, 03 дек, 22:42
К каким роковым для США последствиям приведет помилование Байденом сынаПолитика, 03 дек, 22:37
Минобороны Южной Кореи отказалось повиноваться парламентуПолитика, 03 дек, 22:27
«Торпедо» проиграло чемпиону КХЛ в день рождения ЛарионоваСпорт, 03 дек, 21:53
Генпрокуратура утвердила обвинение по делу о теракте на Крымском мостуПолитика, 03 дек, 21:41