Смена ориентиров: кто станет новым инвестором проекта порта Тамань
Министр транспорта Евгений Дитрих представил вице-премьеру Максиму Акимову финансовую модель развития сухогрузного района порта Тамань, сообщает РБК со ссылкой на собственные источники.
Согласно документу, новым инвестором проекта станет подведомственная Минтрансу Государственная транспортная логистическая компания (ГТЛК). Ей предложено передать 75% «РМП-Тамань» — управляющей компании порта. Еще 25% будут у Росморречфлота.
По данным источников РБК, за основу взята модель порта Лавна, где первоначально контролирующим инвестором также была ГТЛК. Источники «Коммерсанта» говорят, что ГТЛК привлекают для того, чтобы она взяла на себя ряд рисков проекта. После заключения концессионного соглашения, выкупа земельных участков, финансового закрытия у проекта появится понятная экономика, и частные инвесторы смогут в него зайти с меньшим объемом риска.
Известно, что в течение 2019 года ГТЛК и «РМП-Тамань» будут заниматься подготовкой концессионных соглашений и переговорами с инвесторами, а также подготовкой пакета договоров с ними. По его словам, среди потенциальных инвесторов — «Металлоинвест», СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «СДС-Уголь», «РН-Бункер» («дочка» «Роснефти»), «Ростех» и аграрно-промышленная компания «Эфко», которые будут строить в порту терминалы.
В «Роснефти» заявили, что компания «положительно относится к строительству порта Тамань и сохраняет планы по участию в проекте бункеровочного терминала».
Как изменится проект и сколько он будет стоить
По данным «Коммерсанта», в рамках новой модели изменятся масштаб и этапность проекта порта Тамань. На первом этапе в 2024 году должны быть введены в строй семь терминалов с общим грузооборотом 66,94 млн тонн. Речь идет об угольных терминалах «Кузбассразрезугля» (КРУ) на 20 млн тонн и СУЭК на 12 млн тонн, терминале металлогрузов УК «Металлоинвест» (9 млн тонн), зерновом терминале ЭФКО на 20 млн тонн, терминале сортового угля «СДС-Уголь» (5 млн тонн), бункеровочной базы «РН-Бункер» (входит в «Роснефть»; 0,9 млн тонн) и небольшом терминале спецназначения «Ростеха».
На втором этапе (2027–2030 годы) мощности должны быть увеличены еще на 37 млн тонн: предполагается строительство контейнерного терминала на 1,8 млн тонн и терминала минудобрений на 12 млн тонн. Однако, как говорится в документе с описанием новой модели, решение о реализации второго этапа «будет приниматься в 2025–2030 годах с учетом рыночной конъюнктуры, внешних факторов и подтверждений намерений операторов терминалов».
Предполагается, что именно «РМП-Тамань» возьмет на себя строительство основной инфраструктуры порта: причалов, подходного канала, оградительных сооружений и берегоукрепления, а также искусственных земельных участков.
В конце 2018 года сообщалось, что якорным инвестором строительства морского порта Тамань могут стать РЖД. На тот момент проект оценивался в 232 млрд рублей — помимо портовой инфраструктуры он включал подъездные пути.
Согласно плану, представленному Минтрансом, стоимость строительства портовой инфраструктуры составит 170 млрд рублей, в том числе 54,9 млрд рублей— инвестиции в объекты концессии, 25,8 млрд рублей — имущество концессионера. Частные инвесторы вложат в терминалы 90,4 млрд рублей.
Чистая приведенная стоимость проекта на первом этапе составит 12,7 млрд руб., внутренняя норма доходности — 22,24%, срок окупаемости — 11,2 года (дисконтированный — 15 лет), ставка дисконтирования — 15,7%. При этом концессионер несет полную ответственность не только за сроки и стоимость объектов концессии, но и за грузооборот порта, который также является одним из основных условий инвестсоглашений с операторами терминалов, отмечает «Коммерсантъ».
С чего все началось
Создание сухогрузного порта Тамань обсуждалось несколько десятилетий. В сентябре 2013 года стало известно о том, что территория существующего порта Тамань будет расширена для реализации проекта. Тогда инвестиции оценивались в 220 млрд рублей. (бюджетные средства и деньги инвесторов).
В мае 2014 года Главгосэкспертиза дала положительное заключение на проект строительства порта Тамань. Генпроектировщиком выступает ОАО «Ленморниипроект».
Сухогрузный район порта Тамань внесен в госпрограмму «Развитие транспортной системы» от декабря 2017 года и его строительство планировалось вести за счет частных средств. Первоначально предполагалось, что концессионером и инвестором строительства сухогрузного районе станет ООО «РМП-Тамань», а блокирующую долю в проекте сохранит «Росморпорт», на остальные доли искали инвесторов.
Но из-за дефицита бюджета было решено отказаться от гранта (бюджетные деньги ушли на инфраструктуру для Керченского моста), а стоимость инфраструктуры без терминалов оценивалась Минтрансом в 30 млрд руб. В марте была согласована организационно-правовая и финансовая модель проекта (первый этап — до 2020 года, завершение работ — к 2030 году)
В ноябре 2017 года отмечалось, что инвестора для создания сухогрузного района на основе концессии на тот момент так и не было найдено, а в бюджете РФ на это нет средств.
Первоначально предполагалось, что концессионером и инвестором строительства сухогрузного районе станет ООО «РМП-Тамань», а блокирующую долю в проекте сохранит «Росморпорт», на остальные доли искали инвесторов.
В июле 2018 года стало известно, что Минтранс РФ планирует скорректировать параметры терминала в Тамани. Скорректированная мощность составит 91,5 млн тонн в год, площадь акватории уменьшится с 3 млн до 2,3 млн кв. метров.
В ноябре 2018 года стало известно, что стоимость сухогрузного порта Тамань с 2014 года выросла на 12,6 млрд рублей — до 232 млрд рублей. Предполагается, что инвесторы-операторы сами будут строить терминалы, а четкая схема проекта должна стать понятна в начале 2019 года. Крупнейшим грузом Тамани станет уголь, увеличены мощности для зерна, но снизились планы по перевалке нефтепродуктов, контейнеров и руды.
Также в ноябре 2018 года сообщалось, что что правительство РФ хочет подключить структуры миллиардера Аркадия Ротенберга, заканчивающие строительство Крымского моста, к проекту сухогрузного района порта Тамань, стало известно в ноябре 2018 года. При этом, предварительные договоренности об участии мостовиков в строительстве объектов федеральной собственности порта Тамань и отдельных терминалов на уровне акционеров были достигнуты еще весной.
Один из вариантов, который тогда обсуждался — создание новой дочерней компании, включающей как филиалы «Мостотреста», так и другие компании, которые работали в Керченском проливе. Отмечено, что участие в проекте будет выгодно обеим сторонам: процесс строительства сухогрузного района порта Тамань ускорится, а подрядчик Керченского моста сможет найти применение разросшимся строительным бригадам и дорогостоящей технике, которая скоро окажется свободна.
Как сообщал РБК Краснодар, в феврале 2019 года проект оказался под угрозой срыва, так как Минтранс не уложился в сроки по подготовке финансовой модели порта. Из-за этого ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга (строило Крымский мост, должно стать подрядчиком проекта) пригрозило отказом от участия в проекте, если решение о строительстве порта не будет принято до конца второго квартала 2019 года.