Спорные территории: зачем Минтранс сдвигает сроки по проекту порта Тамань
Минтранс попросил профильного вице-премьера Максима Акимова перенести сроки подготовки проектной документации порта Тамань на полгода — до октября 2019 года. Об этом сообщает РБК, который ознакомился с письмом от имени главы министерства Евгения Дитриха.
«Были дополнительно проанализированы риски проекта и согласована с потенциальными инвесторами необходимость изменения месторасположения подходного канала в целях исключения возможных санкционных ограничений со стороны Украины», — говорится в письме главы Минтранса.
Подходной канал — это участок судоходного канала или примыкающего к судопропускному сооружению, оборудованный причальными сооружениями, обеспечивающие безопасные условия расхождения судов, выходящих из шлюзов, с судами, ожидающими шлюзования.
По данным источника РБК, знакомого с деталями строительства порта Тамань, подходной канал хотят проложить таким образом, чтобы он не заходил на территорию Крыма — это позволит избежать санкций со стороны Украины.
Источник утверждает, что изначально проектно-сметная документация порта была утверждена с подходным каналом по прямой линии, без захода в Крым, но в ноябре 2018 года рассматривался вариант корректировки — с заходом на эту территорию. Теперь от него решено было отказаться.
Проект сухогрузного района порта Тамань корректируют не впервые. Ранее вице-премьер Максим Акимов поручил переработать проектную документацию, чтобы исключить из границ проекта земельных участков, принадлежащих группе ОТЭКО Мишеля Литвака.
Как сообщал РБК Краснодар, к 1 декабря 2018 года замглавы правительство потребовал завершить переговоры и либо договориться с ОТЭКО о продаже земель, либо делать проект при соблюдении текущих прав собственности. Исключение из границ порта территорий ОТЭКО увеличило инвестиции — стоимость проекта выросла на 12,6 млрд рублей, до 232,4 млрд рублей.
Из стороны в сторону
14 марта 2019 года министр транспорта Евгений Дитрих представил вице-премьеру Максиму Акимову финансовую модель развития сухогрузного района порта Тамань. Согласно документу, новым инвестором проекта станет подведомственная Минтрансу Государственная транспортная логистическая компания (ГТЛК). Ей предложено передать 75% «РМП-Тамань» — управляющей компании порта. Еще 25% будут у Росморречфлота.
По данным источников, необходимость привлечь ГТЛК была связана с тем, чтобы она взяла на себя часть рисков проекта. После заключения концессионного соглашения, выкупа земельных участков, финансового закрытия у проекта должна появиться понятная экономика, и частные инвесторы смогут в него зайти с меньшим объемом риска.
В течение 2019 года ГТЛК и «РМП-Тамань» будут заниматься подготовкой концессионных соглашений и переговорами с инвесторами, а также подготовкой пакета договоров с ними. По его словам, среди потенциальных инвесторов — «Металлоинвест», СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «СДС-Уголь», «РН-Бункер» («дочка» «Роснефти»), «Ростех» и аграрно-промышленная компания «Эфко», которые будут строить в порту терминалы.
Планируется, что в рамках новой финансовой модели изменятся масштаб и этапность проекта порта Тамань: на первом этапе в 2024 году должны быть введены в строй семь терминалов с общим грузооборотом 66,94 млн тонн. На втором этапе (2027–2030 годы) мощности должны быть увеличены еще на 37 млн тонн: предполагается строительство контейнерного терминала на 1,8 млн тонн и терминала минудобрений на 12 млн тонн.
Изменится и стоимость проекта — теперь она составляет 170 млрд рублей. в том числе 54,9 млрд рублей — инвестиции в объекты концессии, 25,8 млрд рублей — имущество концессионера. Частные инвесторы вложат в терминалы 90,4 млрд рублей.
Напомним, в ноябре 2018 года сообщалось, что что правительство РФ хочет подключить структуры миллиардера Аркадия Ротенберга, заканчивающие строительство Крымского моста, к проекту сухогрузного района порта Тамань.
В феврале 2019 года проект оказался под угрозой срыва, так как Минтранс не уложился в сроки по подготовке финансовой модели порта. Из-за этого ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга (строило Крымский мост, должно стать подрядчиком проекта) пригрозило отказом от участия в проекте, если решение о строительстве порта не будет принято до конца второго квартала 2019 года.