«Строительство дорогое, потому что туда входит, в частности, искусственное сооружение тоннелей. А тоннели нужны потому, что там природные заповедники, тем более надо постараться пройти рядом с морем. Стоимость строительства большая, финансовую модель не рассматривали. Там доля заемного финансирования просматривается на уровне 5%. Исходя из оценки, например, стоимости дороги Джубга-Сочи в 1,4 трлн рублей — это уже огромные средства для того, чтобы ее окупить», — сказал Петушенко.
По словам Петушенко, денег на нее до 2024 года нет. В целом, по планам «Автодора», создание трасс «Южного кластера» возможно лишь в 2035 году. Как отмечает Волков, после 2024 года вопрос с финансированием может решиться, так как будет завершен ряд крупных инфраструктурных проектов и высвободятся мощности. Речь идет о дальнем западном обходе Краснодара и реконструкции дорог А-289 и А-290.
Также на дорожном форуме в Сочи «Автодор» презентовал еще один масштабный проект — скоростную автотрассу от Набережных Челнов до Краснодара протяженностью 1,6 тыс. км «Это уже не мечты, мы ее считаем», — заявил Петушенко. Скоростной транспортный коридор «Юго-Западная хорда» будет включать дорогу «Набережные Челны-Тольятти — Саратов — Волгоград — Краснодар».
«Реализация проекта позволит обеспечить скоростное сообщение между крупнейшими агломерациями (Казанской, Нижнекамской, Саратовской, Краснодарской, Волгоградской, Ростовской), сформировать условия для эффективного развития, улучшения транспортной доступности и развития межагломерационных связей для таких крупнейших миллионных агломераций», — отмечалось в презентации госкомпании.
Предпроектная проработка и проектирование хорды пока намечено поэтапно на 2025-2030 годы, непосредственно работы по строительству и реконструкции предполагаются в 2027-2035 годах. Планируется, что по завершении строительства эта трасса будет платной.
Как сообщал РБК Краснодар, власти прорабатывают возможность включения федерального проекта «Южный кластер» в новую версию комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ). Он включает перенос ж/д путей от Черноморского побережья и строительство дублера трассы Джубга-Сочи.
Строительство новой трассы на Черноморском побережье от Джубги до Сочи обсуждается уже не первый год. Росавтодор в 2018 году предложил проект реконструкции трассы Джубга-Сочи за 1,2 трлн рублей. Концепция Росавтодора предусматривала строительство на месте нынешнего серпантина новой четырехполосной скоростной трассы (по две полосы в каждую сторону) в обход населенных пунктов.
Позднее Минтранс РФ посчитал нецелесообразным строительство новой скоростной дороги. В ведомстве утверждали, что предварительные технические и финансовые оценки говорят, что этот проект «чрезвычайно капиталоемкий».
Позже «Ведомости» сообщали, что трасса вошла в список проектов, предложенных министерствами для инвестиций бизнесу. При этом сам проект стал масштабнее — новую скоростную автодорогу в списке проектов предложено проложить на маршруте от Керчи через Новороссийск, Джубгу и Сочи — и до границы с Абхазией.
В 2019 году Росавтодор представил в Минтранс новую концепцию трассы Джубга — Сочи. Он нашел способ снизить смету более чем в 1,5 раза — до 1 трлн руб. (с НДС в ценах IV квартала 2018 года), сократив протяженность до 80,5 км.