Для будущего Краснодара выбрана агломерационная модель: что это значит
Для развития Краснодара до 2040г. выбрана агломерационная модель, предусматривающая создание ядра агломерации в границах краевого центра с учетом развития близлежащих районов. Это было озвучено на заседании краевого общественного градостроительного совета, которое провел губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.
Как сообщал РБК Краснодар, разработкой проекта Генплана Краснодара на 2021-2040гг. занимается ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства».
По словам мэра Краснодара Евгения Первышова, новый современный Генплан должен помочь устранить многочисленные ошибки, допущенные ранее в развитии города. Кроме того, документ определит перспективы дальнейшего развития Краснодарской агломерации, а также точки экономического и социального роста.
По информации пресс-службы мэрии Краснодара, до конца 2019 года проект Генплана подготовят для дальнейшего согласования министерствами и ведомствами. При его разработке было учтено мнение жителей — в частности, при формировании зеленого каркаса внесли 410 из 463 поступивших предложений.
Разработка проекта Генплана Краснодара была разбита на десять этапов.
«Сейчас уже выполнены основные три этапа, работаем над четвертым и пятым. Полностью готов и прошел контроль ортофотоплан всей территории Краснодара — в 840 кв. км. Сделали 315 кв. км цифрового топографического плана. Вместе с жителями провели анализ демографической, социально-экономическойи градостроительной ситуации. На открытых встречах эксперты и жители рассмотрели каждую из сфер развития города. Онлайн-дневник разработки Генплана, каждый шаг и этап размещаем на специальном сайте проекта, который оперативно обновляется, — рассказал мэр Краснодара Евгений Первышов.
По словам управляющего директора НИИ перспективного градостроительства Павла Спирина, улично-дорожная сеть Краснодара будет встроена в схему планирования региональных дорог и связана с участками федеральных трасс.
В частности, разработчики предложили закольцованные дублирующие варианты маршрутов, чтобы разгрузить город. Кроме того, планируется увеличение в два раза трамвайной сети и создание перехватывающих зон, которые будут способствовать большей востребованности общественного транспорта.
«Мы делаем генплан для горожан, для тех, кто сейчас живет в краевой столице и для последующих поколений. Он должен быть прозрачным и честным, не меняться ни под чьи интересы. Если мы говорим, что по генплану эта зона — зеленая, то ни при каких обстоятельствах она не должна перестать быть зеленой», — подчеркнул губернатор Кубани.
Что такое агломерационная модель развития
Агломерационная модель предусматривает создание ядра, расположенного в нынешних границах города, а также развитие непосредственно агломерации.
Согласно данным разработчиков, численность населения Краснодара на 1 января 2019 года составляет 1,446 млн человек. По расчетам экспертов, к 2040 году с сохранением современных тенденций миграционного прироста, она увеличится до 3,2 млн человек. Однако при сдерживающем развитии эту цифру можно удержать в рамках 2,1 — 2,2 млн человек. Население, превышающее данную численность населения, предлагается расселить в агломерации, говорится в пояснительной записке к Генплану Краснодара.
Согласно прогнозам, численность населения в агломерации (за пределами ядра) к 2040 году составит 1 млн человек. Объем нового строительства здесь достигнет 17 тыс. га, из этого объема 20% будет приходиться на частный сектор, еще 80% — на малоэтажные дома. В общей сложности предполагается построить к 2040 году 37 млн кв.м (ввод жилья в год — 1,8 млн кв.м).
Что касается ядра агломерации, то здесь «НИИ перспективного градостроительства» предлагает три варианта развития. В зависимости от каждого из них, площадь новых территорий составит 8,1 — 8,7 млн кв.м. Объем жилищного фонда с учетом выбытия ветхого, аварийного, морально устаревшего жилья к 2040 году достигнет 69,7 — 71,8 млн кв.м. Площадь новой застройки будет на уровне 35,3 — 41 млн. кв.м. Таким образом, темпы ввода жилья составят 1,7 — 2 млн кв.м в год.
По мнению экспертов, эти темпы застройки позволят достичь прогнозной жилищной обеспеченности в размере 35 кв.м на человека, что близко к проектным показателям жилищной обеспеченности крупнейших городов России и развитых европейских стран.
Как отметил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, в новом Генплане будет уделено особое внимание индустриальному развитию Краснодара — в частности, закрепить действующие промзоны, исключив их застройку жилыми домами.
«Промышленные зоны должны быть сосредоточены на окраинах агломерации. Не нормально, когда через жилой благоустроенный микрорайон поедут большегрузы в промзону либо из промзоны», — пояснил глава региона.
В качестве альтернативных разработчики Генплана Краснодара предлагали еще две концепции развития. Компактная модель предусматривала развитие города преимущественно вверх, полностью исключая индивидуальный и малоэтажный жилищный фонд. Согласно этому варианту концепции, в 2040 году объем нового строительства в городе составит 7500 га, а размер жилищного фонда достигнет 100 млн кв.м.
Полицентрическая лучевая модель определяла равномерное, линейное развитие от центра к окраинам. В основе этой модели было заложено создание двух поясов агломерации, а также ее опорных центров и подцентров.
Краснодарская агломерация: история проекта
В рамках разработки Стратегии-2030 в Краснодарском крае впервые провели «территориальную нарезку» в зависимости от специализации районов, целей и задач их развития. В результате были выделены семь экономических зон. Это Краснодарская агломерация, Тамань, Сочинская агломерация, Черноморская, Северная, Центральная, Восточная и предгорная экономические зоны.
В «Краснодарскую агломерацию» — помимо кубанской столицы — внесли Динской и Северский районы, Горячий Ключ, а также Тахтамукайский и Теучежский районы Республики Адыгея и город Адыгейск. Предполагается, что формирование Краснодарской агломерации станет совместным проектом Краснодарского края и Адыгеи.
В ноябре 2018 года вице-губернатор Кубани Игорь Галась говорил о планах по созданию эффективной системы управления Краснодарской агломерацией
«Органом управления станет Совет Агломерации, который займется выработкой общей стратегии развития. Кроме того, планируется разработка и внедрение единой информационной платформы для инвестора: «Одна территория — одни правила», в рамках которой пройдет синхронизация законодательства в части предоставления льгот, условий подключения к энергоресурсам и единые подходы к выделению и установлению платы за земельные участки», — отмечал замглавы региона.
Как сообщал РБК Краснодар, презентация проекта Краснодарской агломерации проходила в рамках Российского инвестиционного форума-2019 в Сочи.
По словам мэра города Евгения Первышова, Краснодарская агломерация — это объединение, которое сложилось исторически, но сейчас необходимо создать механизмы управления ее развитием.
«Нам очень нужны регулятивные документы, которые помогут комплексному развитию территорий в составе агломерации. Это важнейшее условие сбалансированного развития. Краснодар, обладая большими ресурсами, является центром притяжения инвестиций, а также людей (в первую очередь — для работы). Поэтому город несет повышенную нагрузку — на транспортную, энергетическую, социальную инфраструктуры», — отмечал Первышов.
Среди приоритетных проектов Краснодарской агломерации — создание мультимодального транспортного хаба. Он включает в себя строительство нового аэровокзального комплекса, реконструкцию существующих инженерных коммуникаций, создание объектов коммерческой инфраструктуры — промышленных и складских комплексов.