Три пути развития: каким будет Краснодар к 2040 году
ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» показало промежуточные итоги работы по разработке проекта Генплана Краснодара на 2021-2040гг. Об этом сообщает пресс-служба администрации города.
«Мы получили первые предварительные результаты разработки Генплана Краснодара. Теперь важно обсудить эти решения, услышать различные точки зрения, узнать мнение экспертов и общественности. А затем с их учетом скорректировать концепцию, которую в дальнейшем представить губернатору Кубани. Определить направление развития Краснодара и перспективы его роста», — заявил глава Краснодара Евгений Первышов.
Напомним, проект Генплана Краснодара учитывает анализ существующей градостроительной ситуации, земельно-имущественные отношения, схему состояния и охрану объектов культурного наследия, зоны с особыми условиями использований территории, оценку эффективности использования застроенных территорий и производственных зон, анализ и потребность объектов социальной инфраструктуры, схему состояния озелененных территорий.
Кроме того, основные направления концепции Генерального плана Краснодара содержат предложения по развитию транспортной инфраструктуры, модели развития города, предложения по созданию природно-экологического каркаса.
Строительство и развитие агломерации
Согласно данным разработчиков, численность населения Краснодара на 1 января 2019 года составляет 1,446 млн человек. По расчетам экспертов, к 2040 году с сохранением современных тенденций миграционного прироста, она увеличится до 3,2 млн человек. Однако при сдерживающем развитии эту цифру можно удержать в рамках 2,1 — 2,2 млн человек. Население, превышающее данную численность населения, предлагается расселить в агломерации, говорится в пояснительной записке к Генплану Краснодара.
Авторы Генплана представили три концепции развития Краснодара. Первая — компактная, она предусматривает развитие города преимущественно вверх, полностью исключая индивидуальный и малоэтажный жилищный фонд. Согласно этому варианту концепции, в 2040 году объем нового строительства в городе составит 7500 га, а размер жилищного фонда достигнет 100 млн кв.м.
Второй вариант — агломерационный. Он предусматривает создание ядра, расположенного в нынешних границах города, а также развитие непосредственно агломерации. Согласно прогнозам экспертов, численность населения в агломерации (за пределами ядра) к 2040 году составит 1 млн человек. Объем нового строительства здесь достигнет 17 тыс. га, из этого объема 20% будет приходиться на частный сектор, еще 80% — на малоэтажные дома. В общей сложности предполагается построить к 2040 году 37 млн кв.м (ввод жилья в год — 1,8 млн кв.м).
Что касается ядра агломерации, то здесь «НИИ перспективного градостроительства» предлагает три варианта развития. В зависимости от каждого из них, площадь новых территорий составит 8,1 — 8,7 млн кв.м. Объем жилищного фонда с учетом выбытия ветхого, аварийного, морально устаревшего жилья к 2040 году достигнет 69,7 — 71,8 млн кв.м. Площадь новой застройки достигнет 35,3 — 41 млн. кв.м. Таким образом, темпы ввода жилья составят 1,7 — 2 млн кв.м. в год.
По мнению экспертов, эти темпы застройки позволят достичь прогнозной жилищной обеспеченности в размере 35 кв.м на человека, что близко к проектным показателям жилищной обеспеченности крупнейших городов России и развитых европейских стран.
Еще один вариант — полицентрическая лучевая модель, которая предусматривает равномерное, линейное развитие от центра к окраинам. В основе этой модели заложено создание двух поясов агломерации, а также ее опорных центров и подцентров.
Транспорт
В проекте Генплана также представлены предложения по развитию транспортной инфраструктуры. В частности, проектом предусмотрено строительство нового аэровокзального комплекса в районе хутора Ленина. Также предлагается создание целой сети вертолетных площадок, которые будут использоваться медицинскими учреждениями.
Также эксперты предлагают развитие водного транспорта в черте города, в т.ч. создание нового речного порта в районе Краснодарского водохранилища, организацию паромной переправы через реку Кубань в нескольких точках, а также причалы и места стоянки маломерных судов.
Кроме того, авторы Генпланы предложили меры по организации железнодорожного сообщения. Согласно эскизам, в западной части агломерации предусмотрено строительство скоростной и высокоскоростной ж/д магистрали — последняя в перспективе должна соединить Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. При этом, в проекте сохраняется действующая железнодорожная ветка. С ее помощью планируется развивать пригородное ж/д сообщение в разных направлениях.
Территорию города эксперты также предлагают разделить на зоны транспортных стратегий. В частности, на территории Центрального планировочного района должен обеспечиваться приоритет развития инфраструктуры немоторизованных передвижений и инфраструктуры общественного пассажирского транспорта. Количество индивидуального транспорта здесь будет ограничено.
В Зоне плотной застройки приоритетом является развитие трамвая и городской электрички. Его планируется развивать на территориях, не обеспеченных магистральными маршрутами общественного транспорта на связях с центральным планировочным районом. Связь районов между собой в границах зоны должна обеспечиваться за счет предоставления приоритета общественному транспорту на существующих широтных магистралях, говорится в проекте.
В Периферийной зоне основным видом внеуличного скоростного транспорта должна стать пригородная и городская железная дорога. Транспортное обслуживание территорий напрямую связано с созданием системы транспортно-пересадочных узлов. Индивидуальный транспорт должен качественно работать на широтных связях, не обслуживаемых общественным транспортом.
Социальная и инженерная инфраструктура
Согласно проекту Генплана, к 2040 году должны появиться 500 новых детских садов общей численностью 166,2 тыс. мест. Кроме того, предполагается построить 120 школ, в которых будут учиться 207,9 тыс. учеников. Также в течение следующих 20 лет планируется построить 40 поликлиник (на 18,8 тыс. посещений в смену), 15 больниц (20,4 тыс. коек) и 16 станций скорой помощи (на 131 автомобиль).
Помимо этого в городе должны появиться 62 библиотеки (на 5,8 млн единиц хранения) и 11 учреждений клубного типа (на 3874 места).
Также в Генплане заложено 530 га плоскостных спортивных сооружений, 42 спортивных зала (78 тыс. кв.м) и 45 бассейнов (42,8 тыс. кв.м зеркала воды).
Для достижения нормативной потребности по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры авторы Генплана предлагают построить еще одну новую ТЭЦ, 20 котельных, две подстанции на 220 кВ, 11 подстанций на 110 кВ, одну газораспределительную станцию. Также нужно будет провести реконструкцию 11 действующих котельных и 32 подстанций.
Также в Генплане предусмотрено строительство 13 очистных сооружений дождевой канализации на существующих выпусках в реку Кубань и 21 очистное сооружение на территории сельских населенных пунктов.
Кроме того, в Генплане представлены предложения по созданию природно-экологического каркаса Краснодара, которые включают 10 направлений в зависимости от территории: среди них — спортивный и спортивно-приключенческий кластер, эколого-просветительский, спортивно-познавательный и развлекательный, аграрно-познавательный и многофункциональный.
Как идет подготовка нового Генплана Краснодара
Как сообщал РБК Краснодар, в августе 2018 года департамент архитектуры и градостроительства администрации Краснодара объявил тендер на разработку проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования города. Начальная максимальная цена контракта составляла 140 млн рублей. Деньги на разработку главного градостоительного документа муниципалитет получил из краевого бюджета — Кубань выделила субсидии в размере 130 млн рублей.
Средства направят на условиях софинансирования в течение трех лет. В 2018 году Краснодар получил 63,79 млн руб., в 2019 году — 43,89 млн руб., в 2020 году — 22,5 млн рублей.
В ноябре 2018 года стало известно, что к подготовительному этапу разработки главного градостроительного документа кубанской столицы приступит ООО «НИИ Перспективного Градостроительства».
Генеральный план разрабатывается в несколько этапов. На первом проводился сбор информации и исходных данных, которые специалисты НИИ затем изучат и проанализируют.
Параллельно со сбором информации проводится топографическая съемка (топографо-геодезические работы). На основе полученных данных разработчики создадут цифровой топографический план территории Краснодара в масштабе 1:2000, который ляжет в основу Генерального плана.
После того, как проект нового Генплана будет полностью разработан, его направят на согласование в федеральные, краевые и городские структуры, в т.ч. в 26 министерств и ведомств Российской Федерации.
Затем предстоит обязательная процедура публичных слушаний в Краснодаре, в ходе которых предлагаемый проект Генплана будет представлен горожанам. Предварительно его разместят на официальном интернет-портале администрации города и городской Думы Краснодара. Все желающие смогут ознакомиться с проектом документа и высказать свои предложения по корректировкам и дополнениям. После прохождения публичных слушаний Генплан будет отправлен на утверждение.
В конце 2015 года администрация Краснодара уже объявляла о начале масштабной переработки Генерального плана на открытой основе — с привлечением экспертов и горожан. Разработкой проекта занялось ОАО ОАО ТЖГП «Краснодаргражданпроект» — эта же организация занималась разработкой первого Генплана кубанской столицы.
В ходе общественных слушаний, прошедших в ноябре-декабре 2016 года, и специалисты, и представители общественности подвергли критике проект корректировки Генплана. В частности, в нем отмечалось фактическое расхождение зонирования с уже существующей застройкой и сокращение зеленых территорий.
В результате новый мэр Краснодара Евгений Первышов принял решение отправить документ на доработку в муниципальное предприятие «Горкадастрпроект». Также провал разработки изменений привел к ряду кадровых перестановок в администрации кубанской столицы.