Туманное будущее: порт Тамань может лишиться федерального финансирования
Проект сухогрузного района морского порта «Тамань» стоимостью 183 млрд руб. планируется исключить из комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на документы к состоявшемуся в конце июля заседанию правкомиссии по транспорту.
В Росморпорте подтвердили изданию, что Минтранс поддержал исключение проекта из КПМИ.
«Проблема заключается в отсутствии грузовой базы и заинтересованных инвесторов. В частности, в связи со сложившейся ситуацией на внешних рынках и отсутствием грузопотока такие крупные компании, как АО «СУЭК» и АО «УК Кузбассразрезуголь», отложили рассмотрение участия в проекте», — сказали в агентстве.
Там отметили, что всегда готовы оказать поддержку частным стратегическим инвесторам в этот проект, «но на данном этапе таких организаций нет».
По данным «Коммерсантъ», отсутствие запросов со стороны инвесторов связано со сменой конъюнктуры — упали цены на уголь, сократился экспорт. Южные и северо-западные порты РФ стали менее интересны компаниям.
Информации по бюджетным вложениям за весь период нет, но в 2016 году сообщалось, что бюджет РФ направил на проектирование 1,8 млрд рублей.
Как сообщал РБК Краснодар, создание сухогрузного порта Тамань обсуждалось несколько десятилетий. В сентябре 2013 года стало известно о том, что территория существующего порта Тамань будет расширена для реализации проекта. Тогда инвестиции оценивались в 220 млрд рублей. (бюджетные средства и деньги инвесторов).
Проект многократно корректировался — менялось число участников, порядок и источники финансирования, стоимость реализации и другие параметры.
В июле 2019 года стало известно, что «Росморпорт» предложил новую схему участия инвесторов в строительстве сухогрузного района морского порта Тамань после отказа Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) участвовать в его реализации.
Согласно последней версии, предполагается, что в проект войдут, помимо «Росморпорта», четыре стратегических инвестора — «Кузбассразрезуголь», СУЭК и «Металлоинвест» получат по 22,5%, еще 10% будет у ОАО РЖД. Они пропорционально вложат 81 млрд руб. в создание объектов федеральной инфраструктуры.
В ноябре 2019 года «Коммерсантъ» сообщал, что у проекта было самое серьезное отставание среди всех мероприятий, заложенных в «дорожную карту» развития морских портов Азово-Черноморского бассейна до 2020 года.
Тогда же стало известно, что планируемые мощности проекта сократятся более чем в четыре раза — до 15 млн тонн. Последний вариант проекта государственного порта включал лишь два терминала на 15 млн тонн: на 9 млн тонн металлогрузов («Металлоинвеста» Алишера Усманова и партнеров) и на 6 млн тонн — зерна (ГК «Эфко»), в общей сложности. Это в 4,5 раза меньше, чем предполагалось в предыдущей версии.
Основная задача Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — развитие и расширение международных транзитных коридоров Запад — Восток и Север — Юг. Помимо этого, КПМИ призван повысить уровень экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированного обеспечения доступной электроэнергией. Срок реализации национального проекта — 2024 год, объем финансирования — 3 трлн рублей.