Совриск по-кубански 2.0: кому нужны «странные» арт-объекты в Краснодаре
Власти Краснодара планируют весной 2018 года начать установку в общественных пространствах города современных арт-объектов местных художников.
Концепцию «окультуривания» столицы Кубани в январе 2018 года представил культурный центр «Типография». От 14 до 25 современных скульптур предполагается разместить в пяти зеленых зонах, которые недавно были реконструированы: в скверах Молодежный и Вишняковский, на бульваре Дальний, на площади перед кинотеатром «Болгария», а также на территории между Первомайским районным судом и залом бракосочетаний «Екатерининский зал».
Всего в каталог вошло порядка 100 проектов. В его подготовке приняли участие Валерий Казас, Виктор Линский, Эльдар Ганеев, Наталья Машталир, Роман Санков.
При создании объектов современного искусства предполагается использовать сталь, автоэмаль, гранит, латунь, дикий камень и доломит.
Практично, но дорого: почем совриск для народа
По предварительной оценке, стоимость объектов составляет от 1,3 до 5 млн рублей. Самая дорогая работа «Мост» авторства Валерия Казаса размещена на эскизе перед кинотеатром «Болгария».
Как пояснил РБК Юг директор культурного центра «Типография» Олег Сафронов, обозначенная в презентации стоимость объектов является примерной, но при реализации существенно не изменится.
«У художников есть большой опыт в реализации проектов. Но, я думаю, везде можно будет снизить расходы и сделать больше объектов в заявленном бюджете», — отметил он.
По словам мэра Евгения Первышова, финансирование на пилотный проект будет привлечено из внебюджетных источников. В дальнейшем планируется закладывать сумму на городские скульптуры в рамках федерального проекта по благоустройству.
Как рассказал один из авторов эскизов, художник Валерий Казас, при разработке макетов и отборе арт-объектов учитывались особенности городской скульптуры.
«Эти скульптуры крупные, абстрактные и без каких-либо выраженных смыслов. Я уже лет десять занимаюсь городской скульптурой — практика показывает, что требуется учитывать, прежде всего, антивандальные характеристики. Объекты должны быть долговечными, реставрируемыми. Помимо этого, я ушел в этом случае от довольно сложных вещей. Все скульптуры могут быть изготовлены при ограниченных технологических возможностях Краснодара. Поэтому здесь в основном будут применятся варочные работы и не предусмотрено никакого литья, т.к. это дорого», — рассказал автор работ.
По задумке авторов, предложенные скульптуры не имеют образовательной или назидательной цели, а призваны создать атмосферу и интересный вид кубанской столицы. Предполагается, что они станут местами притяжения, с которыми будут фотографироваться жители и туристы.
«Перед художниками стоял сразу комплекс задач. Арт-объект призван стать ключевой особенностью сквера или парка, запомнится, стать точкой притяжения, попасть в социальные сети. У меня как организатора со стороны культурного центра было понимание, что каждое место должно зазвучать, ведь оно по-своему уникально и требует особого подхода», — говорит Олег Сафронов из «Типографии».
Объекты культуры для города-утопии
Арт-критики и арт-менеджеры, в целом, положительно оценивают представленные краснодарскими художниками проекты.
«Если все то, что показано в презентации, было бы реализовано в полном объеме, то Краснодар сразу вышел на первое место в стране. Такого рода проектов нигде нет. Но, я думаю, этого не случится. В России сегодня такое сделать нереально. До сих пор в головах чиновников паблик-арт связан с какой-то пропагандистской программой или увековечиванием чьей-то памяти», — прокомментировал РБК Юг галерист, экс-директор пермского музея совриска Марат Гельман.
Известный галерист также напомнил, что современная городская скульптура должна быть абстрактной — в этой роли она играет декоративную роль и обустраивает пространство, организуя его вокруг себя. Кроме того, подобные арт-объекты не несут смысловой нагрузки и универсальны с точки зрения содержания, не надоедают и становятся частью ландшафта.
«Российская публика этого не понимает. Мы привыкли к бронзовым «чушкам», памятникам кому-то, воплощенным в материале литературным сюжетам. Эта традиция очень активна с советских времен. Тогда таким образом увековечивали память, ставили памятники и превращали города в подобие кладбища. Идешь по нему, видишь один памятник, другой. Наклоняешь голову, чтобы прочитать, кому он посвящен. Это то, что сейчас существует в России. В Краснодаре же предложили совсем другую историю», — поясняет Гельман.
Одним из известнейших проектов в области совриска стала так называемая «пермская культурная революция», которая проводилась в 2008-2012 годах под руководством Марата Гельмана.
Проект в Перми был призван превратить город в новую культурную столицу России. В нем был создан музей современного искусства PERMM, проводились многочисленные фестивали и акции, была запущена программа паблик-арта с установкой на улицах города современных городских скульптур. Но после смены региональной власти был взят другой курс, а программы оказались свернуты.
В России на уровне регионов установка современной городской скульптуры, скорее, исключение, поэтому реализация в Краснодаре даже части представленных эскизов станет прецедентом, согласен руководитель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов.
«Меня очень радует этот проект. Чаще всего у чиновников на местах не хватает ни компетенции, ни желания разбираться, что такое объект современного искусства, какой он несет смысл, какую эмоцию выражает. Поэтому наши города в плане современной культуры транслируют какие-то странные объекты, памятники сказкам, литературным персонажам, каким-то чисто коммерческим историям. Очень хорошо, если Краснодар начнет продвигаться в ином направлении», — подчеркнул он.
По мнению Мурунова, преимуществами проекта является привлечение местных художников, которые понимают идентичность места и учитывают особенности локального мира, а также ориентация на современное искусство.
«Хорошо, что все представленные эскизы – объекты современного искусства, а не просто городская скульптура. Они все усиливают непростую краснодарскую идентичность. Скульптура демонстрирует некую, в хорошем смысле этого слова, фантазийность и утопичность этого города. Объекты хорошо вписаны в ландшафт и в общественные пространства, поэтому станут местами притяжения туристов и местных жителей. Они фактически переосмысливают существующие старые парки и скверы, презентуют их в новом виде, показывая что Краснодар — город современный, ориентированный в т.ч. на современное искусство и культуру, не застрял в станичности и какой-то архаичности. Они хорошо перекликаются с новым парком «Краснодар» и стадионом, несмотря на то, что выполнены разными авторами», — отметил Мурунов.
Положительно оценивает проект и краснодарский арт-критик Ксения Пешехонова. Однако, по ее мнению, при выборе работ следует привлекать более «звездных» авторов и тщательно отбирать проекты для реализации.
«У нас есть такие замечательные художники, как группа Recycle, которая активно выставляется в Лондоне и Нью-Йорке, известна во всем мире. Группировка ЗИП, например, недавно выиграла премию Кандинского, вручаемую в области современного искусства. У нас среди рядовых граждан о них мало кто знает», — напоминает Пешехонова.
Городская среда и тонкости мира абстракций
Предлагаемый проект перспективен для кубанской столицы, считает художник и скульптор Валерий Пчелин, но требует доработки и повышенного внимания к деталям. Очень важно скорректировать арт-объекты по пропорциям, цвету, фактуре, месту экспонирования, подчеркивает он.
«В таком виде искусства, как абстрактный минимализм, все держится на тонких отношениях. Чистую форму ничем не замаскируешь: ни складкой, ни жестом, ни историческим подтекстом. Если в случае с фигуративной скульптурой все в большей степени зависит от соответствия заявленному сюжету, знания анатомии или прочих основ классической скульптуры, то здесь требуется прочувствовать пространство – поймать габариты, найти силуэт, свет, правильно выбрать материал. Здесь не меньшее значение имеет вклад архитекторов и дизайнеров, которые работают со средой», — рассказал он РБК Юг.
По словам Пчелина, также важен и технологический уровень исполнения: если абстрактные произведения для улицы сделаны с нарушением технологии покраски, сварки и установки, они будут выглядеть неубедительно и проживут недолго.
Около десяти лет назад Валерий Пчелин и скульптор Алан Корнаев предлагали администрации города для реализации свои модернистские проекты. Однако тогда инициатива не нашла поддержки. Позднее с похожим проектом в мэрию обращалась группа Recycle.
«Такие работы, естественно, нужны. Именно абстрактное искусство развивает воображение, поднимает с бытового уровня в некую область того, что сложно увидеть в нашей повседневной жизни. В этом случае зритель включается в процесс восприятия и становится соавтором — это не пассивное созерцание, а активное соучастие. Как это бы странно не звучало, подобные объекты и такое искусство заставляют развиваться, подключать фантазию. В работах этого типа нет никакой дидактики, они никому ничего не навязывают, а существуют своим цветом, формой в пространстве, активизируют его вокруг себя. Арт-объекты самодостаточны в своей полноте», — рассуждает Пчелин.
Не для эстетов, а для всех горожан
Инсталляции помогают общественному пространству развиваться и идти в ногу со временем, становятся еще одной причиной для посещения зеленой зоны. Но публичное искусство должно быть осмысленным и понятным для горожан, уверена ведущий архитектор проектов благоустройства общественных пространств в Краснодаре КБ «Стрелка» Ирина Терзи-Антонян.
«Не нужно забывать, что пространство — общественное. Его посещают совершенно разные горожане, каждый должен выносить из этого посещения позитивный опыт. Вовлечение горожан важно не только на этапе проектирования пространства, но и в вопросах его наполнения — если речь идет об общественных средствах на проект. Для этого презентация должна быть понятной, а публичное искусству — осмысленным», — рассказала эксперт.
Зрители иначе воспринимают объекты, выставленные в общественном пространстве. Требуется аккуратно относиться к отбору скульптур и инсталляций, подчеркивает продюсер и куратор фестивалей современного искусства, директор арт-парка Никола-Ленивец Юлия Бычкова.
«Любая интервенция современного искусства в публичное пространство должна быть осмысленной. Паблик-арт имеет границу между общественной средой и зрителем. Эта граница очень тонкая и важная и более агрессивная, нежели граница между зрителем и искусством в галерее. У каждой работы есть свое мощное поле действия, поэтому работы не могут находиться близко. Парки скульптур, где рассматривая одну работу, ты уже не можешь не заметить другую, как правило, похожи на кладбища искусств. Поэтому очень важно включать работу по наполнению городской среды паблик-артом на этапе градостроительного проектирования общественных пространств», — рассказывает Юлия Бычкова.
Жители vs совриск
Многие жители Краснодара встретили инициативу властей по привнесению современного искусства на улицы города негативно, критикуя в соцсетях стиль и стоимость арт-объектов.
Для роста и развития требуются изменения извне, а публика часто негативно отвечает на подобные нововведения, говорит один из авторов эскизов, архитектор из Краснодара Наталья Машталир.
«Многие говорят, что власти не провели социологические исследования и не спросили мнение, поэтому получили такую негативную реакцию. На мой взгляд, администрация в этой ситуации выполняет роль Взрослого, а народ — Ребенка. Соцопрос среди детей показывает, что кормить их нужно только конфетами, однако взрослые знают, что это вредно. Какой смысл вариться в бульоне мнений горожан, усреднять и пытаться понравиться всем?» — считает она.
Скульптуры современного искусства даже в европейских городах сначала вызывали негативную реакцию, напоминает Мурунов: они странные, непонятные и не вписываются в привычное мировоззрение простого горожанина, который привык к понятным формам, фонтанам советской эпохи
«Мне кажется, здесь нужно идти на осознанный риск и иметь политическую волю, чтобы установить эти объекты и просветить горожан. Возможно, устроить отдельные встречи с художниками, персональные выставки, рассказать, что он им хотел сказать. Тут нашим городам не хватает общего уровня просвещения в сфере культуры. В плане городской скульптуры и объектов многие застряли в советской эпохе или даже в крестьянском барокко — когда все «дорого-богато», с золотом, искусственными материалами», — размышляет урбанист.
Со временем отношение к современной городской скульптуре изменится, говорит арт-критики Ксения Пешехонова. «Вопросы со стороны жителей, конечно же, будут. Несмотря на то, что у нас уже пять лет существует культурный центр, пока привить у общей массы любовь к современному искусству не удалось. Поэтому даже новость об установке какого-то объекта вызывает много негативных откликов. Это нормально, люди позже привыкнут», — считает она.
Развитие современного искусства в Краснодаре обсуждается не впервые. В феврале 2012 году губернатор Краснодарского края Александр Ткачев пообещал, что галерист Марат Гельман разработает для региона культурный проект, благодаря которому Кубань будет «греметь на культурном фронте».
Затем стало известно, что глава региона предложил известному куратору создать в Краснодаре музей современного искусства – по аналогии с открывшимся в Перми. Реализовать проект планировалось к 2014 году. Однако несколькими месяцами позже казаки, православные активисты и националисты сорвали открытие выставки Гельмана ICONS, после чего итоге власти региона отказались от его участия в проекте.
В октябре 2015 года новый министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина рассказала, что открытие музея актуального искусства не входит в список планов на ближайшее время. По ее словам, касающиеся этого проекта обещания были даны Ткачевым «беспочвенно и в ущерб решения существующих актуальных проблем».
В июле 2016 года мэр Краснодара Владимир Евланов вновь заговорил о будущем центре современного искусства. Проработать варианты решения вопроса и подобрать подходящее для этого помещение он предложил представителям «Типографии» и художественной общественности.