Украина вытесняет кубанских рыбаков из Азовского моря
На минувшей неделе в Ростовской области прошла очередная ежегодная сессия Российско-Украинской Комиссии по вопросам вылова рыбы в Азовском море. Несмотря на "судьбоносные" решения, о которых отчитались ведомства, кубанские рыбодобытчики в отчаянии. Сложная ситуация по вылову рыбы для них сохранилась, а решения, принятые на сессии они считают полумерами.
О сложности ситуации по добыче рыбы в Азовском море можно судить по митингу в Приморско-Ахтарске во время проведения сессии. К зданию администрации вышло около тысячи рыбаков. Они протестовали против того, что украинские суда мешают ловить им тарань. Об этом ИА "РБК-Кубань" рассказал председатель Ассоциации рыбопромышленников Краснодарского края Юрий Атанов.
Украинские суда, по его словам, ведут вылов рыбы круглый год, прикрываясь научной деятельностью. На сегодняшний день разрешения на научно-исследовательскую деятельность получили 57 украинских кораблей. Всего же в Азовском море — 60 украинских кораблей. Для сравнения разрешение на научно-исследовательскую деятельность в России получило лишь одно судно.
Основная проблема в том, что украинское законодательство позволяет выловленную в научных целях рыбу сдавать на переработку. Российское же - нет. "Получается, что украинцы вышли "по науке" на пиленгаса, скажем. Оправдываясь тем, что им нужно поймать молодого пиленгаса, они ставят соответствующее оборудование на трал. При этом, они ловят трех маленьких пиленгасов и 40 тонн хамсы. А по решениям комиссии прилов хамсы (и других видов рыб) для Украины не ограничен", - поясняет Ю. Атанов.
При этом, по словам эксперта, научную деятельность украинцы ведут круглый год. "Мы специально делали запрос в институт рыбного хозяйства, чтобы узнать сколько судов занимались исследованиями в СССР, — рассказывает Ю. Атанов. — Оказывается, на эти цели хватало всего 4-х кораблей".
Ю. Атанов, присутствовавший на сессии рассказал, что проконтролировать украинские суда очень трудно. "Мы предлагали прописать в заявке на научную деятельность название корабля, — говорит он. — Но украинцы не согласились, потому что это не позволит им менять суда при необходимости". Также представители обеих стран договорились, что пограничники будут обмениваться данными о нахождении кораблей. Однако, реально контролировать это будет сложно.
"Это полумеры, потому что мы предлагали обмениваться данными в режиме онлайн, — отмечает Ю. Атанов. — В Азовском море лов, как правило, однодневный. А если они предоставят информацию на следующий день, то как можно будет проконтролировать вчерашнее местоположение судна. Украинцы отказались от режима онлайн".
Ситуация с украинскими научными судами приводит к печальным последствиям для российского вылова рыбы в Азовском море. Наши суда добывают рыбу 3-4 месяца в год, украинский — круглогодично. Это ведет к снижению себестоимости продукции. "Они консервы готовые ввозят в Россию в 1,5 раза дешевле, чем их себестоимость на наших заводах", — говорит Ю. Атанов. Но страдает не только переработка, кубанские рыбодобытчики уже столкнулись с проблемой сбыта продукции. "За последние 1-2 года весь рынок забит украинским сырьем, — говорит Ю. Атанов. — Они даже перехватывают традиционные для нас рынки сбыта. Например, в этом году Украина продала 6 тыс. тонн бычка Белоруссии, которой продавали мы постоянно. Дело в том, что промышленный лов бычка начался 15 августа, но украинцы продали гораздо раньше, потому что у них был вылов от научной деятельности".
Ю. Атанов уверен, что "наводить порядок" в Азовском море нужно на уровне МИДов обеих стран. Эту проблему поднимали и кубанские депутаты. Еще летом 2012 г. они приняли обращение к президенту страны, в котором детально описывалась суть проблемы. Однако, по словам Ю. Атанова, с тех пор ничего не изменилось. "У нас надежды на какие-то изменения просто нет, — говорит он. — Рыбаки в отчаянии. Так и напишите".