Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Евгения Карпанина: «Фестивали — это репутационный капитал»

Организаторы фестиваля PhotoVisa рассказали, зачем Краснодару нужен Дом фотографии, как мероприятие дожило до десятилетнего юбилея и что изменилось за эти годы
Фото: из архива Photovisa
Фото: из архива Photovisa

PhotoVisa — Международный фестиваль фотографии, ежегодно проходящий в Краснодаре. Первый форум в 2008 году проводился инициативной группой — Краснодарской краевой общественной организацией «Творческий союз Вива Фото» и московским куратором и историком фотографии Ириной Чмыревой.

IX Международный фестиваль фотографии PhotoVisa прошел с 18 октября по 19 ноября 2017 года в Краснодарском крае. Юбилейный X фестиваль также планируется официально открыть во второй половине октября 2018 года. Сооснователь фестиваля PhotoVisa Татьяна Зубкова и нынешний исполнительный директор Евгения Карпанина подвели итоги десятилетней истории события.

Сооснователь PhotoVisa Татьяна Зубкова
Сооснователь PhotoVisa Татьяна Зубкова

— Как прошел фестиваль PhotoVisa в 2017 году? Что изменилось, и чем он запомнился?

— Евгения Карпанина: Наш фестиваль делится на выставочный и образовательный блоки. В прошлом году была впечатляющая образовательная программа, с яркими интересными спикерами. Я никогда не видела такого количества людей на наших лекциях. В школе творческой фотографии были заняты все места, мы приносили стулья из соседних аудиторий, слушателей была масса.

Например, молодые дизайнеры и фотографы остались под огромным впечатлением от лекции Константина Еременко, его рассказ о верстке фотографических книг просто переворачивал представления людей об этом. Энергетика была нереальная. Для нас, организаторов, круто получать такой отклик.

— А что изменилось в выставочной части?

— Татьяна Зубкова: В прошлом году фестиваль представил уникальную выставку российской фотографии за период 1920 –1980-е годы. Кураторы сделали эдакий срез страны глазами лучших фотографов. Это был затратный проект: печать и оформление выставки, отдельный каталог. Все стало возможным благодаря местному бизнесу. Спонсором проекта выступил краснодарский предприниматель Данила Щепетина. Его отец Георгий Щепетина был известным краснодарским фотографом. И в память о нем, о его любви к фотожурналистике сын решил проспонсировать выставку хорошей репортажной фотографии.

Исполнительный директор фестиваля Евгения Карпанина
Исполнительный директор фестиваля Евгения Карпанина

— Если говорить о спонсорах, как менялись взаимоотношения с представителями бизнеса за время существования фестиваля? Стало ли их проще привлекать или поиск экономической поддержки осложнился?

— Е. К.: Наша десятилетняя история взаимоотношения со спонсорами была очень переменчивой. Если ее изобразить графиком, то получится такая кардиограмма со взлетами и падениями. Какие-то года очень хорошо финансировались, в какие-то было тяжелее. Фестиваль был создан, как частная инициатива, влюбленных в фотографию людей, и до сих пор на этом же и держится, поэтому государственной финансовой поддержки у нас не было и нет. Конечно же край и город нам сильно помогают: все выставочные площадки — наши партнеры на безвозмездной основе и это очень много значит! Без многолетнего сотрудничества с музеями Коваленко и Фелицына, с Центральным выставочным залом, фестиваль был бы невозможен. Было бы сложно реализовать проект — в лучшие годы к нам приезжали делегации из 15 стран.

— А если говорить непосредственно о финансовой поддержке и участии бизнеса? Как строились с ними взаимоотношения на протяжении этих десяти лет?

— Е. К.​: Жизненный цикл любого фестиваля можно разложить на несколько этапов. На первом — ты никто и ничто. Тебя никто не знает. И привлекать спонсоров очень сложно, так как это репутационные риски для любой компании. Они хотят видеть название в достойных проектах. Одно дело — вложиться в крупный известный фестиваль, совсем другое — рискнуть и поддержать новое мероприятие.

Т.З.​: В свое время нам повезло. Когда фестивалю исполнилось четыре года, благодаря фонду «Айрис», московского центра «Гараж», фестиваль получил хорошее финансирование. И это помогло выйти на серьезный международный уровень. Хотя позже, в очередной кризис, «Гаражу» пришлось выбирать между проектами и Фотовиза опять оказалась в «свободном плавании».

— Кто стал поддерживать проект на следующем этапе. Было ли сложно находить спонсоров в кризисное время?

— Т.З.​: Начинать новый проект можно опираясь на малый бизнес и местные гранты. Для большого проекта нужен совсем другой уровень финансирования. Сейчас у Фотовизы, имеющей многолетнюю успешную историю, хорошую репутацию и известный бренд получается находить финансовую поддержку у крупных компаний в Краснодаре.

Е. К.: Хочу посоветовать будущим поколениям организаторов фестивалей — не бойтесь страшных крупных компаний. К ним надо идти в первую очередь, так как раз они могут позволить себе такую роскошь как игра в репутацию. Мы же, как крупное мероприятие, которое уже проводится на высоком профессиональном международном уровне, не можем создавать братскую могилу нескольких десятков логотипов партнеров. И от нас пока не ушел ни один спонсор.

Фото: из архива Photovisa

Какие крупные компании поддерживали вас финансово?

— Е. К.: Когда мы опять оказались в «свободном плавании» мы стали искать и находить спонсоров в Краснодаре. Да, это не московские бюджеты, а региональные. Но все же наши партнеры — очень достойные и мощные компании. Уже ставший традиционным, наш генеральный спонсор — «Ростелеком», многолетний партнер, который с нами чуть ли не с первых фестивалей — «Газпром трансгаз Краснодар», а в этом году с нами и банк «Центр-инвест».

— Высказывалось такое мнение, что в регионах фестивали — убыточная история, которая в лучшем случае выходит «в ноль». Как обстоит в этом плане с PhotoVisa?

— Е. К.​: Это правда, мы не зарабатываем на фестивале. У нас не коммерческая история, это история про любовь. И мы были к этому изначально готовы. Конечно, у нас не убыточное мероприятие и никто не продает квартиры, чтобы событие состоялось. Организаторы PhotoVisa понимают, сколько мы можем получить и в этот бюджет укладываемся.

Есть такое понятие, как репутационный капитал. Каждый сам себе зарабатывает свое имя, которое потом инвестируется в другие, уже коммерческие проекты. А фестиваль — наша визитная карточка. PhotoVisa — крупный известный проект, о котором знает мировое профессиональное сообщество. Мы показываем, что мы можем собрать такой огромный фестиваль, который существует уже десять лет.

— Фестиваль PhotoVisa в этом году празднует свой юбилей. По вашему мнению, что именно позволило проекту так долго «прожить»?

— Т.З.: Как-то несколько лет назад мне попалась статья с обзором по фотографическим фестивалям, которые тогда существовали в России. По мнению автора, основная их проблема была в том, что их средний срок «жизни» составлял 4-5 лет максимум. Причина в том, что рано или поздно команда энтузиастов выгорает. Организация таких мероприятий требует огромного количества времени и энергии, а материальной отдачи нет. И люди просто устают.

Мне кажется, что наша PhotoVisa смогла перешагнуть планку такого жизненного цикла благодаря тому, что мы постоянно находили новых людей, которые готовы нести «факел» дальше.

— Что изменится в этом году? Какая у него концепция? Можете вы уже озвучить, работы каких фотографов будут представлены?

Т.З.​: Несомненно новое — это конкурс и большая выставка фотокниг, которые пройдут в «Типографии» в рамках фестиваля. Кроме конкурсных работ на выставке будут показаны зины из коллекции Анастасии Богомоловой, издания «ФотоДепартамента», книги, ставшие финалистами конкурса PHOTOBOOKFEST, организованного Центром им. братьев Люмьер, и фотокниги из личной коллекции арт-директора фестиваля Ириной Чмырёвой.

Также пройдет выставка фотографического конкурса, который мы не проводили уже два года.

Традиционно выставочная часть фестиваля состоит из экспозиций иностранных, российских и краснодарских фотографов. В этом году будет представлено много проектов местных авторов: Левана Мамулова, Натальи Вертлиб, Анны Сержант, Яны Васильевой. Всего на разных городских площадках пройдет более 25 различных выставок.

Фото: из архива Photovisa

—  Какие площадки будут еще представлены в этом году?

— Е. К.: Все что есть в городе! Например, одна из очень ярких, диктующих необычную подачу — это площадка в Oz Mall. Там есть красная «космическая тарелка» без окон и дверей, где каждый раз приходится продумывать оформление. Так как нет стен, к которым можно было бы прибить гвоздь и повесить фотографию в раме, то реализация получается очень оригинальной сценографии, где что-то свисает с потолка… или что-то вырастает из пола.

— Кто будет представлен в образовательном блоке? Какие темы и лекции запланированы?

— Е. К.​: Пока что рано озвучивать лекторов, так как предполагается много иностранцев и идет процесс оформления виз. Мы заинтересованы в том, чтобы были крупные именитые эксперты и представительная программа. В рамках наших мероприятий у фотографов и дизайнеров завязываются полезные знакомства. Мы пытаемся предоставить авторам, местным и тем, которые приедут на фестиваль, возможность профессионального общения с известными экспертами. Возможно, это изменит их судьбу. Например, пару лет назад меня поразил владелец одной из галерей в Далласе, который на лекции объяснил всю последовательность действий необходимых для того, чтобы фотография могла попасть в его коллекцию.

— Как вы видите будущее фестиваля?

— Е. К.​: Я думаю, что PhotoVisa успешно продолжит свою работу. Но хотелось бы взять отдых хотя бы на год — мне кажется, тут хорош формат биеннале. Иногда нужно отойти в сторону, оглянуться, подумать и посмотреть, что ты делаешь. Ведь подготовка к новому фестивалю начинается тогда, когда предыдущее событие еще идет. Люди посещают выставки, а организаторы уже думают, что сделать на следующий год. Например, тем фестивалем, который будет в октябре, мы занимаемся с осени прошлого года — и, можно сказать, безостановочно.

— А если немного пофантазировать и помечтать о будущем. Что хотелось бы сделать и изменить в фестивале?

— Т.З.: Больше всего нам хотелось бы, чтобы в Краснодаре появился Дом фотографии. Место, где будет аккумулироваться и сохраняться лучшая фотография снятая кубанскими и российскими фотографами. Это было бы пространство, которое работало и как музей, и как выставочный зал, и как образовательный центр. А фестиваль PhotoVisa вложил бы в Дом фотографии свой накопленный опыт, потенциал и ресурсы.

Для этого нужны помещение и достаточно большие финансовые вложений, поэтому спонсоры тут вряд ли помогут.

Сейчас никто не собирает лучшие образчики кубанской фотографии. Умирают фотографы и пропадают их архивы. Теряется огромный пласт истории, фотографии, которые документировали жизнь.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 103,94 (-0,29)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 99,61 (-0,26)
Инвестиции, 25 дек, 18:49
Все новости Краснодар
Столичные аэропорты временно закрыли из-за угрозы безопасностиПолитика, 16:10
Бельгийца заочно приговорили к шести годам за участие в легионе ВСУПолитика, 16:05
Силуанов оценил идею вкладывать резервы в криптовалютуКрипто, 15:59
В организации покушения на высокопоставленного военного обвинили его зятяПолитика, 15:56
Как бизнесу понять, что пора иначе работать с даннымиРБК и СберАналитика, 15:52
Искусственный интеллект и колледжи без бетона: EdTech в 2025 годуЭкономика образования, 15:52
Россияне рассказали, что их больше всего раздражает в новогоднюю ночьLife, 15:42
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
В Севастополе и Таганроге объявили воздушную тревогуПолитика, 15:41
«Китайцы» без гарантии, Priora вместо Camry. Тренды «вторички» 2024 годаАвто, 15:36
Чем листинг токенов важен биржам и как они отбирают проектыКрипто, 15:35
В Казахстане блогера арестовали за съемку упавшего EmbraerОбщество, 15:30
Мантуров рассказал, сколько машин купили в России на льготные кредитыАвто, 15:30
Разработчик «Мира танков» приобрел офисное здание в центре ПетербургаБизнес, 15:28
Цемент, песок и щебень: как сэкономить компании 20 лет развитияРБК и Альфа-Лизинг, 15:24