Плюс два: почему дорожает проезд в общественном транспорте Краснодара
Управление цен и тарифов администрации Краснодара определило новый уровень экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров в городском общественном транспорте. Обоснованные расчеты представило МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление». С 8 июля стоимость одной поездки составит 28 рублей.
Кроме того, с 8 июля перестанет действовать скидка при оплате проезда транспортной картой. Она была введена в 2011 году, однако, по данным мэрии города, не имела популярности у населения. Скидкой пользовались не более 5% пассажиров, при этом МУП КТТУ ежегодно недополучало порядка 12 млн рублей. Таким образом, стоимость проезда по транспортной карте также составит 28 рублей.
Индексация тарифов на проезд в общественном транспорте Краснодара проводится ежегодно. Как сообщал РБК Краснодар, в последний раз стоимость проезда в общественном транспорте в кубанской столице повышали в апреле 2018 года — с 23 до 26 рублей. Ранее проезд в общественном транспорте в столице Кубани дорожал в 2016 и 2017гг., каждый год рост тарифа составлял 3 рубля.
После повышения тарифов в краснодарском общественном транспорте до 28 руб. вырастет и стоимость проезда на городских маршрутах частных перевозчиков.
«На основе опыта работы мы видим, что стоимость проезда в трамваях, троллейбусах и автобусах МУП «КТТУ» — ориентир для всех других перевозчиков. Никто цену на проезд выше, чем в КТТУ, не взвинтил и не взвинтит. Муниципальный сейчас транспорт перевозит 50% всех пассажиров в Краснодаре», — заявлял ранее вице-мэр Краснодара Артем Доронин, курирующий вопросы транспорта и дорожного хозяйства.
Почему растет стоимость проезда
По данным Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления, действующий тариф в 26 рублей за одну поездку находится на 7% ниже фактической себестоимости — на сегодняшний день она составляет 27,78 рублей.
Рост себестоимости перевозки пассажиров связан с инфляционными процессами в экономике, а также с ростом налоговой ставки по НДС, которая включается в затраты на перевозку пассажиров. Эти показатели влияют на ухудшение финансового состояния МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» — самого крупного городского перевозчика.
По данным на 31 марта 2019 года, в МУП КТТУ уровень кредиторской задолженности увеличился с 215 до 235 млн рублей. Без изменения стоимости проезда долги главного перевозчика будут расти, отмечают в КТТУ.
«Новый тариф позволит предприятию продолжить стабильную работу, продолжить снижение кредиторской задолженности, а также провести индексацию заработной платы в размере 4,3%, которая последний раз повышали в феврале 2016 года (на 5%)», — поясняет директор «Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления» Александр Грачев.
По словам Грачева, при расчете экономически обоснованного тарифа были учтены расходы на оплату труда, горюче-смазочные материалы (топливо, масла и смазочные материалы), шины, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, стоимость которых продолжает расти. Так, со времени предыдущего повышения тарифов на проезд на 10% выросла стоимость электроэнергии и цены на запасные части и материалы, на 9,6% подорожали ГСМ (по сравнению май 2018 — май 2019гг.).
Помимо этого, как напомнил Александр Грачев, перед МУП «КТТУ» стоит задача скорейшего обновлении автопарка устаревших транспортных средств и завершении мероприятий, предусмотренных федеральным законом о транспортной безопасности. В начале июня 2019 года глава Краснодара Евгений Первышов заявил, что власти кубанской столицы при поддержке краевого бюджета планируют полное обновление муниципального общественного транспорта в течение ближайшие двух-трех лет.
МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» — самое крупное предприятие общественного транспорта в Краснодарском крае. Компания осуществляет перевозки по 15 трамвайным, 12 троллейбусным и 9 автобусным маршрутам.
Парк КТТУ насчитывает 268 трамваев, 183 троллейбуса и 169 автобусов. Средний возраст трамваев составляет 30 лет, троллейбусов – 16 лет, автобусов – 4,6 года.
Финансовое оздоровление КТТУ
По итогам 2017 года убытки МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» сократились в 17 раз (до 9,1 млн рублей), а задолженность предприятия снизилась с 800 до 476 млн рублей.
По итогам 2018 года задолженность КТТУ перед налоговыми органами и поставщиками уменьшилась еще в два раза — с 498 млн рублей до 215 млн рублей. Выручка МУП КТТУ за прошлый год составила 2,05 млрд рублей, увеличившись на 100 млн рублей. Рост собственных доходов предприятия составил 105%.
Несмотря на общее улучшение финансовых показателей, в течение 2018 года на расчетные счета предприятия трижды были наложены ограничения ИФНС № 2 г.Краснодара: в марте-апреле — на 103 млн рублей, в июне — на 121 млн рублей, в сентябре — на 165,5 млн рублей.
К IV кварталу 2018 года финансовое положение предприятия стабилизировалось, уровень кредиторской задолженности продолжил снижаться. В результате КТТУ вышло на своевременные расчеты по налогам и с ключевыми поставщиками, а по оплате электроэнергии АО «НЭСК» — на авансовые платежи.
В мае 2019 года стало известно, что, благодаря улучшению финансовой ситуации на предприятии, МУП КТТУ впервые за четыре года купит новый транспорт за счет собственных средств. Речь идет двух новых троллейбусах с увеличенным автономным ходом— их планируется приобрести уже в 2019 году. Еще 10 таких транспортных средств собирается приобрести администрация города.
«Мы поэтапно и планомерно ведем работу по снижению долговой нагрузки для стабилизации экономической ситуации и повышения рентабельности МУП «КТТУ». Сделано многое и сейчас трамвайно-троллейбусное управление — на минимальном уровне задолженности за последние 9 лет. Муниципальное предприятие начинает выходить на рентабельность, это позволяет приобретать новый транспорт, что особенно важно — за счет собственных средств», — заявлял глава Краснодара Евгений Первышов.
Вместе с тем, с 1 января 2019 года у МУП «КТТУ» возникла обязанность за счет собственных средств осуществлять лизинговые платежи по 60 автобусам, приобретенным для обслуживания Чемпионата мира по футболу 2018 года. Общая сумма лизинговых платежей за 2019 год составит 146 млн рублей.
Что дала индексация тарифов в 2018 году
По данным администрации Краснодара, с момента повышения тарифа на перевозку пассажиров в апреле 2018 года МУП «КТТУ» удалось снизить уровень кредиторской задолженности с 498 до 215 млн рублей, исключить просрочки по оплате налогов и сборов, избежать арестов счетов.
Кроме того, 60,4 млн рублей предприятие потратило на 10 трамвайных вагонов и 27 троллейбусов, еще 21,8 млн рублей на капитально-восстановительный ремонт одного трамвайного вагона и 3 троллейбусов. 25,8 млн рублей потребовал капитальный ремонт трамвайных путей продолжительностью 1361 м. На текущий ремонт объектов энергохозяйства было потрачено 8,5 млн рублей, 7,7 млн рублей предприятие потратило строительство и реконструкция контактной сети троллейбуса (2,4 км.). В общей сложности, на эти мероприятия было потрачено 146,4 млн рублей.
Перевод на нерегулируемые тарифы
Как сообщал РБК Краснодар, 14 июня 2019 года администрация Краснодара приняла постановление о корректировке документа планирования регулярных пассажирских перевозок в городском транспорте. Согласно ему, все городские автобусные, трамвайные и троллейбусные маршруты переводятся на нерегулируемый тариф. При этом мэрия Краснодара сохраняет полный контроль над ценой проезда в общественном транспорте.
Как пояснял вице-мэр Краснодара Артем Доронин, эта мера носит технический характер.
«Это значительно упрощает процесс выстраивания тарифа. При этом контроль полностью остаётся. Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление — муниципальное предприятие, а это значит, что городское управление цен и тарифов продолжит контролировать тариф в общественном транспорте», — рассказал Доронин.
По его словам, качественное развитие МУП «КТТУ» — главного городского перевозчика — остается одной из главных задач администрации Краснодара.
«Индексация стоимости проезда будет основываться исключительно на объективных показателях: рост стоимости ГСМ, энергоресурсов, расходных материалов, инфляции и т.д.», — подчеркнул замглавы Краснодара.
Вместе с КТТУ на нерегулируемый тариф перешли и большинство коммерческих перевозчиков (маршруток). По словам Доронина, никто из коммерческих перевозчиков не может изменить стоимость проезда «неконтролируемо и необоснованно, то есть в одностороннем порядке».
«За необоснованное повышение перевозчик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Контроль за исполнением законодательства в данном случае осуществляет Федеральная налоговая служба», — подчеркнул вице-мэр столицы Кубани.