Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Краснодар
Собянин объяснил туристами вхождении Москвы в группу риска по вирусу Общество, 09:13 Появилось видео с места расстрела пятерых человек в Рязанской области Общество, 09:05 Выгуливавшего собаку на Патриарших прудах отпустили из отдела полиции Общество, 08:35 Главврач больницы в Коммунарке заявил об удививших его пациентах с COVID Общество, 08:07 Экономисты предупредили о двухлетней рецессии при оптимистичном сценарии Экономика, 08:00 FT узнала о планах Канады вместе с США ввести пошлины на нефть из России Экономика, 07:55 В США начали проводить тесты на антитела к коронавирусу Общество, 07:28 Дело автора фейкового видео о COVID-19 в Приморье передали следователям Общество, 06:57 Врач назвал главные опасности карантина для пожилых людей Общество, 06:36 Reuters узнало о лоббировании Трампом непроверенного лекарства от вируса Общество, 06:35 При пожаре в Свердловской области погибли три ребенка Общество, 06:21 На Камчатке обнаружили двух первых заболевших COVID-19 Общество, 05:46 В Колумбии при взрыве на шахте погибли 11 человек Общество, 05:26 СМИ сообщили о подозрении на коронавирус у главы скорой помощи Москвы Общество, 05:19
Краснодар ,  
0 

Каким будет Краснодар в 2030-м: умное производство, туризм и креатив

В Краснодаре обсудили первый блок стратегии развития кубанской столицы до 2030 года. Речь шла о сегменте бизнеса: промышленности, МСП, туризме и креативном классе

В Краснодаре стартовала серия круглых столов по обсуждению главных направлений Стратегии социально-экономического развития кубанской столицы до 2030 года. Первый из них был посвящен теме «Бизнес» и прошел в пресс-центре РБК Краснодар. Всего запланировано четыре подобных мероприятия — следующие три посвятят пространственному развитию города, транспорту и человеческому капиталу.

Стратегия развития Краснодара разрабатывается в соответствии с положениями Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, которая была подготовлена Леонтьевским центом — AV Group.

Как сообщал РБК Краснодар, тендер на разработку программного документа выиграло ООО «Эрнст энд Янг — оценка и консультационные услуги» (Ernst & Young).

По словам представителей Ernst & Young, в настоящее время проект находится в финальной стадии проработки. Планируется, что в марте 2020г. пройдут общественные слушания, а затем будет обсуждаться итоговый документ.

Бизнес: от промышленности до креативного капитала

По словам заместителя главы Краснодара Дмитрия Логвиненко, сегодня на первый план вышли вопросы стратегического планирования — для дальнейшего развития города требуется повышать его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.

Стратегия развития кубанской столицы представляет собой видение социально-экономического состояния Краснодара к 2030 году, рассказал старший менеджер компании «Эрнст энд Янг» Евгений Панасенко.

«Мы рассматривали Стратегию не как документ, который в 2030 году перестанет существовать. Мы закладывали преемственность для будущих стратегий и для будущего развития города. Соответственно, те проекты, которые отражены в Стратегии, не заканчиваются в 2030 году. Есть проекты, которые завершатся к 2040, 2041 и даже 2045гг. Это некий фундамент, на который мы будем нанизывать новые витки развития Краснодара», — пояснил Панасенко.

Авторы стратегии сформулировали в качестве цели трансформацию кубанской столицы в «магнит для притяжения талантов, новых смыслов и идей, конкурентоспособный в глобальном инвестиционном и гуманитарном пространстве», а также «флагман социально-экономического развития среди городов России».

Достичь этих результатов планируется с помощью реализации 15 флагманских проектов и 12 подпроектов по 63 направлениям развития. Оцениваться результаты работы будут по 46 целевым показателям.

В качестве отдельных флагманских проектов выделены «Умный город» и «Краснодар — центр агломерации».

Технопарки, логистический хаб и промышленность

По прогнозам авторов документа, в сфере промышленности к 2030 году будет достигнут двукратный рост объема отгруженной промпродукции. Площадь индустриальных парков увеличится в 2,5 раза, удвоится оборот розничной торговли, а пассажиропоток краснодарского аэропорта «Пашковский» достигнет 7,4 млн человек.

Достигнуть таких показателей позволят четыре направления развития и два флагманских проекта — это создание сети индустриальных парков и строительство в районе аэропорта Краснодарского транспортного узла Южного экспортно-импортного хаба.

На территории города планируется создать 4 индустриальных парка и одну промышленно-складскую зону в ст. Старокорсунской, которые привлекут порядка 90 резидентов и позволят создать порядка 19 тыс. новых рабочих мест. Инвестиции в них оцениваются в 114 млрд рублей.

«Индустриальные и промышленные парки — очень здравая идея. Для многих это было бы идеальным решением, когда на первом этаже собирают «начинку», на втором — сам прибор, на третьем — упаковку. Мы тоже могли бы рассмотреть такой вариант», — прокомментировал исполнительный директор АО НПК «РИТМ» Дмитрий Чесноков.

По оценкам председателя комитета гордумы Краснодара по вопросам предпринимательства и экономики Андрея Раззоренова, реализация проектов индустриальных парков даст серьезный толчок развитию экономики. Однако это потребует внесения изменений в правила пользования и застройки, и, возможно, в Генплан города.

Если индустриальные парки предложат хорошие и выгодные условия, компании были бы заинтересованы переехать на новую территорию с современной инфраструктурой, считает финансовый директор ОАО «Аванта» Юлия Черноброва.

Другой флагманский проект — создание грузопассажирского транспортного узла на базе аэропорта Краснодара, который станет элементом «Южного экспортно-импортного хаба». Последний предусмотрен в краевой стратегии развития до 2030 года.

Планируется, что рядом с новым аэровокзальным комплексом возникнет, транспортно-пересадочный узел, включающий железнодорожный вокзал и междугородний автовокзал. Кроме того, здесь же будут построены общественно-деловые зоны, индустриальная и логистическая недвижимость, выставочный центр.

По словам руководителя по взаимодействию с органами государственной власти ООО «Базэл Аэро» Сергея Черномаза, работы по проекту нового аэровокзального комплекса в Краснодаре находятся на высокой стадии готовности. В ближайшее время ООО «Базэл Аэро» планирует отыграть конкурс и выбрать проектировщика, а уже в августе 2020 года — выйти на нулевой этап и уже начать работы на площадке.

На настоящий момент уже завершена корректировка генерального плана развития территории, а также изъяты земельные участки общей площадью 332 га. Сейчас «Базэл Аэро» приступает к проектированию первого этапа развития аэропорта, который включает в себя аэровокзальный комплекс общей площадью 70 тыс. кв. метров и объекты служебно-технической инфраструктуры более 100 тыс. кв. метров. Их планируется построить до 2023 года.

Медиакластеры и креатив

Для достижения заданный параметров в креативной индустрии сформировано 2 флагманских проекта и 13 направлений развития. Предполагается, что их реализация позволит Краснодару подняться в рейтинге креативности Calvert 22 с восьмого места в 2018 году на четвертое — в 2030 году. За тот же период объем отгруженной продукции в данной сфере должен вырасти в 1,6 раза с 14 млрд рублей.

В рамках двух флагманских проектов планируется создать 8 технопарков, а также медиапарки и креативные кластеры. Общие инвестиции в проекты оцениваются в 5,4 млрд рублей.

«Наша основная цель — создать лидирующие условия для развития креативного бизнеса и креативных индустрий, для развития человеческого капитала. Построить креативную индустрию с нуля невозможно. Можно сделать комфортные условия по абсолютно всем элементам жизни в городе — для того, чтобы эта креативная индустрия начала развиваться. Представители креативных индустрий — это очень требовательные люди. Они четко понимают, с какими условиями можно работать, какие условия предоставляют другие города, другие страны», — отметил Панасенко.

«Стратегия называется Краснодар-2030, но хотелось бы быстрее. Все замечают, как быстро и интенсивно мы шагаем. У Стратегии правильная концепция привлечения инвестиций. На мой взгляд, нужно смешивать и использовать энергию инвесторов, чтобы решать разные задача. В современном мире это правильно. Я надеюсь, что эта концепция и Стратегия в целом будет максимально придаваться огласке, и это даст нужные сдвиги и уберет барьеры», — прокомментировал председатель совета директоров ГК «Информ-Системы» Алексей Игнатьев.

По словам соучредителя проекта «Голос города» Артема Миронова, основная проблема креативного класса — маленький рынок и ограниченная аудитория потребителей продукции, которую этот сегмент производит.

«Креативная индустрия — это тоже бизнес: товар произвел, его купили. Сегодня нет рынка, готового на бизнес-условия, с бизнес-эффективностью, с плановой маржинальностью и поддержкой продукта на масс-маркете. Создание этого спроса, понимание точек, где это можно сделать, — это и есть основная задача на годы, на десятилетия», — отметил он.

Другая проблема — сложности во взаимодействии с потенциальными партнерами и поиск площадок для проведения мероприятий, отметила креативный директор Geek Picnic Серафима Чичева.

«У нас нет площадок, к сожалению, которые подходили бы под эту «креативную» историю. У меня есть много «кейсов», когда мы придумали что-то классное, но этого не случилось. В центре города проблема сделать мероприятие даже на 200 человек», — отметила она.

Еще одной проблемой креативные предприниматели считают избирательный характер поддержки. Так, сейчас в фокусе государства находятся начинающие бизнесмены, для которых действует большое количество видов поддержки. В то же время, основная часть сегмента МСП оказывается неохваченной, отмечает организатор фестиваля «Киберкон» Алексей Орещенко.

«Для начинающих стартаперов, действительно, есть прекрасная помощь, но из них выстрелит максимум 5% проектов. А у нас например, есть проект на 250-300 млн рублей. Мы слишком крупные для «малышей» и слишком мелкие для крупных инвесторов. Чтобы получить поддержку, надо пройти семь кругов ада. А основной прослойке, тому самому среднему бизнесу, который будет развиваться и приносить деньги, нужны оборотные средства и помещения. Пока эти компании никак не охвачены поддержкой», — считает Орещенко.

От бизнес-туризма к туризму массовому

В турсфере авторы Стратегии 2030 закладывают рост в 1,5 раза — с нынешних около 1 млн человек в год до 2,5 млн туристов. Основной прирост должен прийтись на рекреационный туристов — если в 2016 году их было 5%, то в 2030 году ожидается уже 35%.

Изменить структуру турпотока и нарастить ежегодного количество гостей призваны 5 флагманских проектов и 9 направлений развития. Базовым и одним из самых крупных станет создание всесезонной зоны развлечений, инвестиции в которую оцениваются в 5,4 млрд рублей.

«Это будет не обязательно «Диснейленд» как бренд, а большая зона развлечений. Сейчас начинается работа по общению с инвесторами, есть понимание, кому это интересно и под каким брендом это можно сделать. Также там будет возможно развитие площадки для проведения событийных мероприятий, что уже неоднократно обсуждалось», — отметил Панасенко.

Кроме того, в Стратегии-2030 предлагается создать большое количество точек притяжения за пределами классически сложившегося исторического центра — в частности, набережные на реке Кубань и линейный парк вдоль Карасунских водоемов.

«У нас есть и конкурент, и партнер — это Сочи, который выигрывает с точки зрения базиса для развития делового и, тем более, рекреационного туризма. Но мы должны понимать, что в смысле бизнес-туризма, выставок, мероприятий и презентаций, которые нацелены на деловую сферу, мы можем выиграть у Сочи. У Краснодара уже сформировался имидж быстрорастущего города с успешной экономикой», — считает доктор экономических наук Александр Полиди.

В сфере туризма очень высокая конкуренция и создание одного парка развлечений не решит проблему с привлечением туристов, напоминает председатель гостинично-туристской секции Краснодара Людмила Евграфова.

«В Краснодаре пока нет вкусной и сладкой изюминки, которую бы все захотели. Чем можно привлечь сюда туриста, хотя бы на одни сутки? Специфика туризма, в том, что он объединяет все отрасли. Но у нас сейчас каждый сам по себе: ресторанный бизнес, гостиничный, транспорт», — считает она.

Гостиничная инфраструктура города готова к росту турпотока, но пока рынок стагнирует и активного развития нет, отмечает генеральный менеджер «Crowne Plaza» Оксана Раевская.

«Отелей открывается всё больше и больше. Каждый год мы должны иметь прирост туристов, независимо от того, развивается туристическая инфраструктура или нет. Если нет, то мы сами что-нибудь придумываем. В связи с необходимостью развития инфраструктуры отелям неоткуда черпать новые направления, мы не можем постоянно инвестировать сами в себя и в новые технологии. По этим причинам развития отельного бизнеса пока нет. Я считаю, что при разработке Стратегии в туристическом направлении нужно постараться выделить преимущества и те самые «изюминки», которые будут выделять именно Краснодар», — считает Раевская.

Из малого в средний

Флагманских проектов по развитию малого и среднего предпринимательства в Краснодаре нет. Для достижения цели в предпринимательстве сформировано 9 направлений развития. В рамках Стратегии-2030 планируется, что за ближайшие годы доля населения, занятого в МСП, увеличится с 37% в 2018 году до 48% в 2030 году, количество субъектов — с 67 тыс. до 77 тыс., а доля оборота — с 37,3% до 40%.

«Есть очень интересное наблюдение. Если в целом Россию, то на долю среднего бизнеса приходится 12–13% рабочих мест. При этом в странах Запада средний бизнес дает до 70–80% рабочих мест в муниципалитетах. Поэтому основной целью развития предпринимательства, заложенной в Стратегии-2030, является повышение вклада в экономику города малого и среднего предпринимательства за счет создания условий для существующих субъектов предпринимательства и создания новых», — подчеркнул Панасенко.

Среди направлений развития — улучшение инфраструктуры поддержки предпринимателей, создание благоприятный условий для работы, упрощение доступа субъектов МСП к мерам помощи. Власти заинтересованы в том, чтобы уже существующие малые компании росли и переходили в разряд средних.

Основная задача администрации — это создание хороших условий для работы бизнеса, резюмировала начальник управления экономики мэрии Краснодара Елена Васильченко. По ее словам, на основе уже существующей инфраструктуры компании уже сами будут выбирать направления для развития.

«Это чисто «бизнесовая» история и компании сами прекрасно видят, куда им интересно вкладывать деньги. Диктовать сферы — это не задача мэрии. Как показала практика, Краснодар является лидером по количеству малых предприятий, по объему произведенной продукции, по количеству занятых в этой сфере не только на юге, но и превышает среднероссийские показатели», — рассказала Васильченко.