Победить самострои на Кубани поможет изменение одной нормы в федеральном законодательстве
За счет чего существуют нелегальные строители, как им удается оставаться безнаказанными?
Вопрос нелегальной застройки лежит в плоскости несовершенства нашего законодательства. Законодатель предусмотрел возможность узаконивания подобных объектов через суд. Чем и пользуются недобросовестные застройщики. На Кубани очень хороший инвестиционный климат и, соответственно, кроме легальных строителей, есть и нелегалы: те, кто стараются сыграть «на грани фола», пользуясь в том числе вышеназванными нюансами законодательства.
Какие-то действия принимаются по решению этой проблемы?
Насколько мне известно, после краевого совещания, которое было проведено под председательством вице-губернатора Джамбулата Хатуова было принято решение о подготовке предложений в Государственную Думу Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в законодательство. Но надо понимать, что процесс внесения изменений в законодательство требует времени.
Часто говорят, что у «нелегалов» цена ниже из-за того, что нет разрешительных документов на строительство? За счет чего вообще они держат низкую цену?
Разрешительные документы не стоят дорого, они вообще ничего не стоят — это услуга муниципалитета. Вопрос в другом: что такое документация, на основе которой получается разрешение? Разрабатывается градостроительный план, есть соответствующие требования в том числе и по обеспечению инженерными коммуникациями. Все это в конечном итоге влияет на цену квадратного метра. «Нелегалы» не вкладывают ни копейки во все эти расходы, поэтому цена у них значительно меньше.
И при этом люди покупают у них жилье...
Люди, которые хотят купить квартиру часто не смотрят на то, что они в конечном итоге покупают: их интересует исключительно цена. Если средняя цена сейчас в Краснодаре 40 тыс. руб. за 1 кв. м, то у «самовольщиков» она составляет около 20 тыс. руб. Здесь логично было бы понимание людьми, что покупая за низкую цену, получаешь продукцию соответствующего качества: то есть, ни детского сада вблизи, ни школы, ни поликлиники, также стоит ожидать перебоев в поставках воды, газа, электричества.
Но все же покупают почему-то?
Здесь есть маленький нюанс: на стадии покупки все с этим согласны. А потом возникают проблемы: и в первую очередь такие покупатели почему-то идут в администрацию.
И какова позиция администрации в этом вопросе?
Позиция администрации – в правовом поле противодействовать осуществлению незаконной застройки. Администрация никогда не закрывала глаза на факты незаконного строительства и активно ей противодействовала. Мы всегда ставили своей задачей рассказывать при помощи всех имеющихся ресурсов СМИ о подобных объектах, делали публичным список домов подлежащих сносу или находящихся в судебном производстве. В различных СМИ публиковалась обширная информация о проблемах, с которыми могут столкнуться граждане при покупке квартир в этих домах. И до сегодняшнего дня по телефонам горячей линии мы предупреждаем граждан об этом и даем советы. К сожалению, не все прислушиваются. В итоге, приходится решать проблемы с обеспечением теплом, светом, газом и водой всеми имеющимися законными способами. Это ведь жители нашего города, к сожалению обманутые, мягко говоря, нечестными застройщиками.
Сколько сейчас самостроев в городе?
Без разрешений на строительство с момента создания управления (2008г.) было порядка 500 объектов (многоквартирные дома, пристройки, дома блокированной застройки и административно-офисные помещения). Сейчас тяжбы идут по 131 объекту. Из них в производстве 37 многоквартирных домов. При этом эти объекты обнаружены в основном на стадии фундамента. Но пока идут судебные споры, они зачастую вырастают до крыши.
Мы стараемся, естественно, это ограничивать. Одновременно при подаче искового заявления мы просим суд наложить обеспечительные меры в виде наложения ареста на строящийся объект, а также запрета строительных работ. Исполнительные листы по принятым обеспечительным мерам направляются в службу судебных приставов.
А что дальше происходит после получения разрешения на снос?
Конечный итог всех судебных решений — исполнительный лист, который поступает в УФССП для принудительного исполнения решения. Тут и начинаются интересные вещи. Часто у УФССП элементарно нет финансов на обеспечение демонтажа дома. Это не их вина. Другая ситуация когда в доме, предназначенном к сносу живут люди. При этом часто у них нет другого жилья. В то же время объект должен быть снесен. Возникает коллизия. Стараемся решать как-то эти проблемы.
Часто приходится слышать мнение, мол куплю жилье в самострое, а потом его застройщик узаконит, и все будет хорошо. Как вы это прокомментируете?
Думаю, что хорошо не будет. С момента регистрации права собственности на квартиры за гражданами формально застройщик исполнил свои обязательства. В основном такие дома не обеспечены соответствующими коммуникациями. Зачем застройщик будет тратить свои деньги на чужих для него людей? У людей вместо радости от приобретенного жилья совсем другие заботы: отсутствие отопления, электричества, воды, канализации.
В итоге, если изменения в законодательство, о которых вы говорили выше будут внесены, решит ли это проблему самостроев?
На законодательном уровне решение проблемы возможно только одно — отмена нормы, которая позволяет узаконивать самовольный объект. Пока она существует в законодательстве, будут придумываться тысячи схем, для того, чтобы подвести суд к этому решению.
Если убрать эту норму исчезнет смысл самовольного строительства, потому что ты его в жизни никогда не узаконишь. Раз не узаконишь, не получишь права собственности, а без него не сможешь продать.
В Краснодаре собираются в ближайшее время строить большие объемы доступного жилья по программе «Жилье для российской семьи». Это как-то поможет в борьбе с нелегальным строительством?
Конечно, легальное, доступное жилье повлияет на рынок самостроев. Но тут нужно понимать, что нелегальные застройщики будут всегда на «шаг впереди», дешевле, потому что не исполняя законы, они экономят.
В то же время сейчас непростая экономическая ситуация и в стране, и в крае. Как это отразится на рынке строительства жилья, включая теневой?
Курс доллара привязан к ценам и легальных игроков рынка и нелегальных. Разница цен будет сохранятся. Кардинальным образом ситуация не изменится. Однако легальные девелоперы даже смогут снизить цены, так они заключают долгосрочные контракты на поставку стройматериалов, тем самым несколько стабилизируя цены. В данном случае «легалы» будут в выигрыше.
И последний вопрос, на вашем месте за несколько лет сменилось 4-5 руководителей. С чем связана такая «текучка»?
С большим объемом работы. Одной из основных задач управления муниципального контроля администрации МО г.Краснодар является осуществление муниципального земельного контроля на территории города. Мы поставлены в достаточно жесткие рамки и временные тоже. В прошлом году у нас было 10 тыс. обращений о проведении проверок. Между тем, штатная численность отдела проверок 30 человек, включая меня.