В РЖД оценили перевозку грузов в терминалы Тамани в 172 млн тонн
Перевозка грузов по железной дороге в морские терминалы Таманского полуострова может достигнуть 172 млн тонн. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы РЖД.
Из них 79,3 млн тонн в год приходится на сообщение с сухогрузным районом морского порта Тамань, строительство которого еще не началось, и 92,4 млн тонн — с терминалами группы ОТЭКО Мишеля Литвака.
В материалах РЖД также говорится, что грузооборот Тамани в 2018 году составил 9,2 млн тонн, а к 2025 году он должен увеличиться до 70 млн тонн, из которых более 60% составит уголь. Ожидается падение погрузки в Новороссийске с 45,7 млн до 38,5 млн тонн, а также небольшой рост перевозок грузов в Туапсе с 15 млн до 16,9 млн тонн. Перевозки в остальные порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) упадут с 14,1 млн до 5,7 млн тонн.
В госкорпорации изданию пояснили, что цифры 79,3 млн и 92,4 млн тонн в год содержались «в запросах бизнеса на выдачу технических условий на развитие путей необщего пользования». При этом, в собственной долгосрочной программе долгосрочного развития РЖД до 2025 года говорится, что объем железнодорожных перевозок на все порты АЧБ в 131,1 млн тонн, в том числе 70 млн тонн приходится на Тамань в целом.
Как сообщал РБК Краснодар, ранее стало известно, что на первом этапе в 2024 году должны быть введены в строй семь терминалов порта Тамань с общим грузооборотом 66,94 млн тонн. На втором этапе (2027–2030 годы) мощности должны быть увеличены еще на 37 млн тонн: предполагается строительство контейнерного терминала на 1,8 млн тонн и терминала минудобрений на 12 млн тонн.
Стоимость проекта составляет 170 млрд рублей. в том числе 54,9 млрд рублей — инвестиции в объекты концессии, 25,8 млрд рублей — имущество концессионера. Частные инвесторы вложат в терминалы 90,4 млрд рублей.
Затянувшиеся переговоры
Сложности в реализации проекта заключаются в согласовании проекта будущего порта. ранее вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу, Минэкономики, ФАС и Аналитическому центру при правительстве (АЦ) к 15 июня завершить обсуждение модели концессии сухогрузного района порта Тамань.
После того как Минтранс в январе не выполнил поручения вице-премьера и не представил предложения по организационно-правовой и финансовой моделям, срок подготовки документов был перенесен на 1 марта, а в мае планировалось подготовить актуальную проектно-сметную документацию. Но, как рассказали источники издания, на совещании выяснилось, что замечания по предложенной модели не устранены.
Известно, что Минтранс предлагал назначить «РМП-Тамань» концессионером без конкурса с обязательствами привлечь частное финансирование. Но против выступили Минэкономики и ФАС. В Минэкономики в частности сочли необоснованным заключение концессии без конкурса. Кроме того, возникли вопросы к участию ГТЛК, так как, по сути, концессия формируется между двумя госструктурами.
Представитель ФАС на совещании заявил, что ни финансовая, ни организационная модели в ведомство не поступали. Раз концессию предлагается заключать без конкурса, нужно обосновать, почему сделка идет через ГТЛК, если заранее известны инвесторы, отмечала служба.
Сомнения в том, что в представленной финмодели полностью отсутствуют риски для концедента, выразил и представитель АЦ. Кроме того, источники в отрасли отмечали, что к проекту слишком много вопросов: какова будет себестоимость перевалки и общепортовой инфраструктуры, как решат вопрос с провозной способностью железной дороги, какими будут тарифы ОАО РЖД с учетом планов монополии менять тарифы на перевозки металлургических грузов.
Проект сухогрузного района порта Тамань корректируют не впервые. Ранее вице-премьер Максим Акимов поручил переработать проектную документацию, чтобы исключить из границ проекта земельных участков, принадлежащих группе ОТЭКО Мишеля Литвака.
В феврале 2019 года проект строительства сухогрузного района Тамань оказался под угрозой срыва, так как Минтранс не уложился в сроки по подготовке финансовой модели порта. Из-за этого ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга (строило Крымский мост, должно стать подрядчиком проекта) пригрозило отказом от участия в проекте, если решение о строительстве.
В середине июня глава Минтранса Евгений Дитрих поручил Росморречфлоту, ФГУП «Росморпорт» и «РМП-Тамань» к 28 июня 2019 года подготовить актуализированную финансовую и организационную модель проекта сухогрузного района порта Тамань. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
К этому же сроку должны быть представлены предложения по пулу стратегических инвесторов, проект уточненного плана-графика и предложения о дальнейшей реализации проекта.