Федеральные власти проработают варианты трассы Кисловодск- Сочи
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин по результатам поездки в Ставропольский край дал поручение проработать варианты возможных маршрутов трассы, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры. Об этом говорится на сайте правительства.
Разработкой вопроса займутся федеральные минтранс, минэкономразвития, минприроды, минфин совместно с заинтересованными представителями органов региональных администраций. Кроме вариантов маршрутов им поручено определить предварительную стоимость, источники финансирования, эффекты от реализации, а также возможности применения механизма государственно-частного партнерства.
Предоставить результаты работы требуется до 15 сентября 2021 года.
Необходимость строительства трассы есть, однако для соблюдения экологических и других требований потребуется существенная сумма бюджета, рассказал «Коммерсантъ-Краснодар» аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.
«Сооружение искусственных тоннелей и мостов наряду с необходимостью выкупа участков под строительство делает строительство бесплатной дороги с полностью государственным финансированием нецелесообразным. Можно рассчитывать, что участок трассы, который планируется сделать платным, привлечет некоторый объем частных инвестиций, но их доля будет незначительной в общей смете проекта. Она может составить несколько триллионов рублей», — сообщил Евгений Миронюк.
По оценке руководителя аналитического департамента Amarkets Артема Деева, стоимость проекта может обойтись бюджету в несколько триллионов рублей. Увеличению дороговизны строительства способствуют попытки снизить ущерб окружающей природе. В то же время создание трассы на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника недопустимо с точки зрения законодательства, утверждает член Всемирной Комиссии по ООПТ в регионе Северная Евразия Юлия Набережная.
«Строительство трассы принесет колоссальный ущерб как с точки зрения биологического разнообразия заповедника, так и с точки зрения угрозы для водоснабжения города Сочи, поскольку в окрестностях Красной Поляны находится водосборный бассейн реки Мзымта. Также строительство дороги угрожает пересечению путей миграции леопарда. В целом из-за того, что прокладка дороги законодательно невозможна, поиск способов реализации проекта несет риски новых попыток ослабления природоохранного законодательства», — комментирует Юлия Набережная.
Экологические перипетии
Проект трассы, соединяющий СКФО и Сочи, был разработан еще в 1961 году. Власти Ставропольского края вернулись к нему, переработали и в 2016 году представили новый проект строительства дороги из Кисловодска в Сочи стоимостью в 65 млрд рублей. По проекту дорога проходит по территории трех регионов — Кубани, Ставрополья и Карачаево-Черкессии. Часть дороги уже существовала, поэтому предполагалось создать строительство два тоннеля, чтобы сохранить флору и фауну на территории заповедников Карачаево-Черкессии.
В 2017 году Росавтодор начал рассматривать варианты строительства прямой трассы между курортами Черного моря и Северного Кавказа. В ведомство поступило два возможных варианта маршрута будущей дороги: Кисловодск — Адлер и Черкесск — Адлер. Отмечалось, что первый вариант новой четырехполосной дороги протяженностью 334 километра в два раза сокращает время поездки.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, в свою очередь, отмечал, что проект трассы из СКФО в Сочи требует взвешенного подхода, так как новая дорога может пройти по территории Кавказского государственного биосферного заповедника и Сочинского Национального парка.
«Любое вмешательство в природу должно быть оправдано. И к реализации этой задумки, даже на уровне проектирования, нужно подходить более чем взвешено. Природа наших регионов — уникальна. Мы должны не только зарабатывать на ней, но и сохранить для будущих поколений», — комментировал он РБК Юг.
В 2020 году глава Ставрополья Владимир Владимиров заявил, что реализации проекта мешают 14 км Кавказского биосферного заповедника, сообщал РБК Кавказ.