Проект порта Тамани реализуют без участия бюджета Кубани
Власти Краснодарского края не выделяли земельные участки и финансирование для реализации проекта по строительству сухогрузного района порта Тамань. Об этом сообщает ТАСС.
«Средства краевого бюджета на проект сухогрузного района морского порта Тамань не выделялись, изъятие земельных участков не проводилось. Вместе с тем, в морском порту Тамань на соседних участках компанией АО «ОТЭКО» уже реализуется проект строительства терминала навалочных грузов, сопоставимый по мощности с федеральным проектом сухогрузного района морского порта Тамань. Однако проект терминала АО «ОТЭКО» реализуется исключительно за счет средств инвестора, без привлечения бюджетного финансирования», — сообщили в департаменте инвестиций и развития МСП региона.
Глава «Росморпорта» Андрей Лаврищев сообщил ранее, что комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры будет сокращен на несколько портовых проектов, среди которых строительство сухогрузного порта Тамань и терминала в Зарубине на Дальнем Востоке.
Проект сухогрузного района порта исключили из нацпроекта из-за потери интереса двух основных инвесторов, АО «СУЭК» и АО «УК «Кузбассразрезуголь» на фоне падения цен на уголь и сокращения его экспорта.
В порту уже построен терминал навалочных грузов, в 2019 году запущена первая очередь мощностью перевалки 10 млн тонн угля в год. В 2020 году начали перевалку серы. Также в порту Тамань построят терминал по перевалке железорудного сырья, крупногабаритных, генеральных грузов мощностью 20 млн тонн в год.
О том, что проект сухогрузного района морского порта «Тамань» стоимостью 183 млрд руб. планируется исключить из комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ), стало известно в августе 2020 года.
В Росморпорте сообщали, что всегда готовы оказать поддержку частным стратегическим инвесторам в этот проект, «но на данном этапе таких организаций нет». Информации по бюджетным вложениям за весь период нет, но в 2016 году сообщалось, что бюджет РФ направил на проектирование 1,8 млрд рублей.
Из-за исключения порта из нацпроекта от участия в строительстве планирует отказаться еще один инвестор — компания «Металлоинвест», сообщал РБК.
«По последней информации, Тамань будет исключена из комплексного плана модернизации инфраструктуры. Сейчас мы исходим из того, что проект реализован не будет», — говорил гендиректор компании Назим Эфендиев.
«Металлоинвест», по его словам, переориентирует грузы на Усть-Лугу и будет расширять сотрудничество с Новороссийским морским торговым портом (НМТП, принадлежит «Транснефти»).
Долгоиграющий проект
Напомним, создание сухогрузного порта Тамань обсуждалось несколько десятилетий. В сентябре 2013 года стало известно, что территория существующего порта будет расширена для реализации проекта. Тогда инвестиции оценивались в 220 млрд рублей. (бюджетные средства и деньги инвесторов).
Проект многократно корректировался — менялось число участников, порядок и источники финансирования, стоимость реализации и другие параметры.
В июле 2019 года стало известно, что «Росморпорт» предложил новую схему участия инвесторов в строительстве сухогрузного района морского порта Тамань после отказа Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) участвовать в его реализации.
Согласно последней версии, предполагается, что в проект войдут, помимо «Росморпорта», четыре стратегических инвестора — «Кузбассразрезуголь», СУЭК и «Металлоинвест» получат по 22,5%, еще 10% будет у ОАО РЖД. Они пропорционально вложат 81 млрд руб. в создание объектов федеральной инфраструктуры.
В ноябре 2019 года «Коммерсантъ» сообщал, что у проекта было самое серьезное отставание среди всех мероприятий, заложенных в «дорожную карту» развития морских портов Азово-Черноморского бассейна до 2020 года.
Тогда же стало известно, что планируемые мощности порта сократятся более чем в четыре раза — до 15 млн тонн. Последний вариант проекта государственного порта включал лишь два терминала на 15 млн тонн: на 9 млн тонн металлогрузов («Металлоинвеста» Алишера Усманова и партнеров) и на 6 млн тонн — зерна (ГК «Эфко»), в общей сложности. Это в 4,5 раза меньше, чем предполагалось в предыдущей версии.