Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Зерно и масло: ВТБ и «Эфко» построят в порту Тамань свой терминал

Фото: Валерий Матыцин / ТАСС
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Группа ВТБ и компания «Эфко» в рамках 11-го Ежегодного Инвестиционного Форума ВТБ Капитал «Россия зовет!» подписали соглашение о строительстве в морском порту Тамань объектов инфраструктуры по перевалке зерновых и шротов общей мощностью до 12,5 млн тонн, а также 3 млн тонн масел. Об этом сообщает пресс-служба банка.

«Стратегия ВТБ на зерновом рынке предусматривает создание вертикально интегрированного холдинга за счет объединения активов в области транспортной экспортной логистики и торговли зерно», — прокомментировал первый заместитель президента — председателя правления банка ВТБ Юрий Соловьев.

ГК «Эфко» планирует наращивать объемы экспорта и выходить на новые рынки, рассказал гендиректор группы Евгений Ляшенко. Уже в настоящее время компания начинает активно работать на ближневосточном и североафриканском направлениях в рамках стратегического соглашения с египетскими партнерами.

«Логистические мощности компании должны соответствовать нашим долгосрочным планам. Уверен, что наше партнерство с банком ВТБ по строительству морского терминала обеспечит увеличение объемов экспорта зерна, растительных масел и шрота, что необходимо для решения задач, поставленных в указе Президента о наращивании экспорта продукции АПК», — отметил Ляшенко.

Как сообщает РБК, проект не относится к сухогрузному району порта Тамань, который реализуется с участием государства. Новый терминал будет создан на отдельной территории на базе уже существующих мощностей «Эфко».

Кроме того, соглашение с «Эфко» предусматривает возможность совместного развития еще одного проекта в сухогрузном порту. Ранее сообщалось, что «Эфко» собиралась построить в сухогрузном порту Тамани зерновой терминал мощностью 20 млн тонн. В ноябре 2019 года стало известно, что мощности этого проекта сократились до 6 млн тонн.

ВТБ и «Эфко» рассматривают различные варианты юридического структурирования проекта, отмечает исполнительный директор «Эфко» Сергей Иванов. В рамках партнерства будет создаваться инфраструктура, которую компании будут использовать как совместно (на базе СП), так и по отдельности.

Инвестиции в проект стороны не раскрывают. Ранее «Эфко» оценивала стоимость строительства терминала на перевалке подсолнечного масла и шрота в Тамани мощностью 3,5 млн т в год в 10 млрд руб.

В ВТБ видят перспективу роста экспорта зерна, но указывают на дефицит необходимых для этого эффективных глубоководных мощностей. Создание глубоководного терминала, который сможет пропускать до 12,5 млн т насыпных грузов в год, даст необходимую для увеличения экспорта инфраструктуру и позволит повысить конкурентоспособность российских товаров, указывает представитель группы.

По словам представителя ВТБ, порт Тамань обладает большим потенциалом развития мощностей по перевалке, тогда как в других существующих портах возможности увеличить мощности ограничены «с точки зрения подходов и пропускной способности акватории».

В настоящее время в Тамани зерно идет на экспорт через зерновой терминальный комплекс, мощность которого составляет всего 4 млн тонн в год. По информации руководителя аналитического центра «Русагротранс» Игоря Павенского, в экспортном сезоне 2018/19 года (закончился 30 июня) через этот терминал было перевалено 2,8 млн т зерна — это 7% всего российского экспорта зерна (42,2 млн т).

ВТБ и объединение зерновых кластеров

Как РБК Краснодар сообщал ранее, в августе 2019 года президент банка ВТБ Андрей Костин попросил президента России Владимира Путина помочь в создании Объединенного зернового холдинга. В частности, речь шла о возможном объединении зерновых портовых кластеров в Новороссийске и Тамани.

Как отмечалось в письме Костина, новый национальный лидер зернового рынка должен консолидировать активы, связанные с экспортом и хранением зерна, а также «взять на себя функции ведущего трейдера российской пшеницы».

ВТБ уже контролирует около четверти зерновых перевалочных мощностей (в т.ч. половину — в глубоководных портах) и около 80% парка вагонов-зерновозов, рассказывал директор «Совэкона» Андрей Сизов.

Если будут объединены мощности по перевалке зерна в Новороссийске и Тамани, то структура ВТБ сможет контролировать до 70% мощностей Черноморского региона — главного экспортного хаба для российского зерна, подсчитывал гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько.

По данным ВТБ, в настоящее время определяющую роль в стратегическом для России экспорте зерна играют международные компании, которые контролируют 25% мощностей по перевалке зерна в портах и 50% продаж российской пшеницы на мировых рынках «не всегда на оптимальных для России условиях». Предполагается, что создание ОЗХ снизит роль иностранных трейдеров, даст государству больший контроль над экспортом и обеспечит более выгодное для отечественных производителей ценообразование.

Формирование Объединенного зернового холдинга ВТБ предлагает провести на базе т.н. Новороссийского кластера по перевозке и перевалке зерновых, который контролируется банком.

Больше зерна

Ранее ВТБ приобрел 33,7% в Новороссийском комбинате хлебопродуктов, одном из крупнейших в РФ зерновых терминалов, и 50% минус 1 акция в Объединенной зерновой компании, которой принадлежит контрольный пакет НКХП.

Кроме того, в 2019 году банк купил Новороссийский зерновой терминал у ПАО «НМТП» и 70% зернотрейдера «Мирогрупп ресурсы» у сына вице-губернатора Кубани Андрея Долуды. Также ВТБ принадлежат 50% плюс 1 акция железнодорожного оператора «Рустранском»

Для того, чтобы на рынке зерна через два-три года полноценно заработал новый холдинг, Костин озвучил в письме президенту несколько просьб. В частности, он просит Путина поручить правительству рассмотреть вопрос об объединении зерновых портовых кластеров в Новороссийске и Тамани. В настоящее время 50% зернового терминального комплекса «Тамань» принадлежит украинскому агрохолдингу Kernel находящемуся под российскими санкциями. ВТБ предварительно согласовал условия выкупа пакета Kernel, но для завершения сделки нужно разрешение правительства.

Мощности зернового терминала в Тамани позволяют переваливать до 3,5 млн т зерна в год. Для сравнения: крупнейшие зерновые терминалы — Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП) и Новороссийский зерновой терминал (НЗТ) — переваливают на экспорт около 6 млн тонн зерна в год каждый. В сезоне 2017/18 из Тамани было отгружено всего 3,94 млн тонн зерна — около 7,5% от всего направленного Россией на экспорт объема (52,71 млн тонн).

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Все новости Краснодар
Зеленский уволил посла Украины в Молдавии Политика, 15:23
В Балашихе за легализацию 1,5 тыс. мигрантов задержали двух сотрудниц МВД Общество, 15:21
В Белгородской области силы ПВО сбили бесплотник Политика, 15:19
Первые торги акциями «Европлана» на Мосбирже начались ростом на 22% Инвестиции, 15:14
Платные парковки появятся еще на восьми улицах Сочи в апреле 2024 года Краснодар, 15:13 
Киркпатрик, Филлипс и другие — методы оценки пользы от обучения персонала Pro, 15:04
ФТ «Сириус» направит на поддержку научных проектов 850 млн руб. Краснодар, 14:58 
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
UFC анонсировал бой лучших российских тяжеловесов без их согласия Спорт, 14:55
День на «Красном Октябре»: какой станет стрелка острова Балчуг РБК и Красный Октябрь, 14:50
Эвакуировавшего 100 посетителей «Крокуса» подростка наградил муфтий Общество, 14:47
Курьера из Таджикистана арестовали за оправдание теракта в «Крокусе» Общество, 14:42
Порог беспошлинного ввоза посылок в Россию снизят до €200 Экономика, 14:42
Подделка преследуется: как избежать контрафакта на маркетплейсах Отрасли, 14:40
ЦБ назвал три новые рискованные схемы на рынке ипотеки Финансы, 14:37