Вагончик тронулся: в Краснодаре запустили новую трамвайную линию
31 марта 2022 года в Краснодаре запустили пассажирское движение по новой трамвайной ветке на ул. Московской. Это первая трамвайная линия, которую построили в столице Кубани за последние 20 лет.
«Это была одна из самых популярных просьб местных жителей на встрече в этом микрорайоне города. Конечно мы не могли их не поддержать. Новая линия позволит улучшит транспортную доступность и сэкономит время в пути», — прокомментировал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Как уточнили в мэрии города, в настоящее время продолжается строительство и ремонт сопутствующей инфраструктуры — подземных переходов, тротуаров, дорожного покрытия.
По новой трамвайной линии будут курсировать четыре трамвайных маршрута — № 5, 8, 15, 21 и 22. Интервал движения по каждому из них не будет превышать 10 минут.
«Для строительства трамвайной линии мэрия должна была вернуть земельные участки в собственность города. И жители откликнулись на просьбу о поддержке — собирали на остановках подписи, писали обращения. Это помогло существенно ускорить процесс. Убежден, что трамвай будет основным общественным транспортом Краснодара — быстрым и удобным», — прокомментировал депутат Госдумы РФ Евгений Первышов.
Накануне мэр Краснодара Андрей Алексеенко объявил о завершении строительства нового трамвайного пути. Технический пуск линии состоялся 29 декабря 2021 года.
Перебои с поставками и другие сложности
Ранее власти города сообщали о том, что основные работы удастся завершить к концу 2021 года. Окончить строительство трамвайной линии раньше срока не удалось из-за перебоев с поставками шпал. Директор компании-подрядчика работ ООО «Веста» Владимир Левченко ранее пояснял, некоторые позиции для трамвайного полотна пришлось ждать более полугода, так как в России их производством занимаются один-два завода.
Кроме этого, сроки выполнения работ затягивали не отображенные на документах инженерные коммуникации в Музыкальном микрорайоне.
«По объекту, на самом деле, было много различных сложностей. Район застраивался хаотично, и многие инженерные сети нигде не нанесены и не учтены, особенно это касается канализаций», — комментировал Владимир Левченко.
Дополнительной нагрузкой было возвращение земельных участков в Музыкальном микрорайоне в муниципальную собственность. Отмечалось, что в районе не было ни одной улицы, территория под которой находилась полностью в собственности города.
«Непосредственно строительству предшествовала большая совместная работа по возвращению в собственность города земельных участков, по которым прошла трамвайная линия. Здесь огромные слова благодарности жителям Музыкального микрорайона. Я обратился к ним за поддержкой, когда мэрия судилась с владельцами, незаконно получившими в собственность землю на улице Московской. Жители проявили большую активность и оперативно собрали более 4,5 тыс. подписей», — сообщал депутат Госдумы РФ и бывший мэр Краснодара Евгений Первышов.
Первая линия за 20 лет
Предыдущие трамвайные линии построены в Краснодаре в 90-х годах прошлого века. В 1994 году завершено строительство трамвайной линии в Юбилейный микрорайон, ее протяженность составила 7,1 км. В 1998 году принята в эксплуатацию трамвайная ветка по Садовому путепроводу до КубГТУ протяженностью 3,5 км.
В 2019 году началось проектирование новой линии трамвая по ул. Московской до ул.им. Петра Метальникова общей протяженностью более 5 км. На разработку проекта выделили 49 млн рублей. Стоимость самого строительства составила 913,8 млн рублей.
Начать строительство новой ветки планировалось в конце 2020 года, но затем сроки перенесли на 2021 год из-за смены источника финансирования. Дополнительные средства на эти цели город получил из краевого бюджета. Работы стартовали 16 января 2021 года.
Что дальше
В 2022 году стало известно о планах властей города заключить два концессионных соглашения на сумму 33 млрд рублей для строительства новых трамвайных линий на территории Краснодара общей протяженностью 71 км.
В рамках первого направления планируется строительство линии в микрорайоне Гидростроителей, продление трамвайной линии от ул. Мачуги, а также продление по ул. 40 лет Победы до Багряной, со строительством трамвайного депо и далее, в сторону Восточного обхода.
В рамках второго, западного, направления линия пойдет от Западного трамвайного депо: от Красных Партизан вдоль Западного обхода с выходом на Немецкую деревню и далее к «Баскет Холлу». Оттуда трамваи будут возвращаться на ул. Московскую.
Всего проектом «Магистраль» запланировано строительство 64 км трамвайных линий на шести участках. Ориентировочная стоимость всех работ составит 23 млрд рублей. В первую очередь будут реализованы проекты строительства трамвайных веток в микрорайон Восточно-Кругликовский и Гидростроителей, заявлялось ранее.
«Мэрии при участии края предстоит еще многое сделать, чтобы Краснодар стал комфортнее и был достойным столицы Кубани. Сегодня он остро нуждается в расширении трамвайной сети. Поэтому обязательно продолжим развивать общественный транспорт», — подчеркнул губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.